«Кубик Блума», как прием инновационной педагогической технологии по развитию речи.
10.12.2022
Сегодняшний день отличается активным ростом новых
технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной
работе. Современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития,
лексико-грамматическая сторона речи у таких детей значительно отличается от
речи нормально развивающихся сверстников. И родители чаще стараются заменить
общение с ребенком на компьютерные игры или просмотр телевизора. Занимаясь с детьми,
имеющими речевые нарушения, необходимо максимально использовать известные в
специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы,
которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных процессов, развитию
лексико- грамматического строя и связной речи в целом.
Одной из современных технологий, используемых для развития речи
дошкольников, является технология развития критического мышления. Основным
приоритетом развития образования сегодня становится его
личностно-ориентированная направленность. И задача педагога заключается не в
передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности
ребенка.
Критическое
мышление — это способность ставить новые вопросы,
вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные
решения.
Технология развития критического
мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме
данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и,
используя приемы технологии, превращает обучение в совместный интересный поиск.
Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она
является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных
результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет
собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает
возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития
его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи
проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Таким образом, технология развития
критического мышления даёт детям возможность размышлять, классифицировать,
оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию
коммуникативных навыков, активности в образовательной
деятельности и самое главное активно развивает речь дошкольника.
Он уникален тем, что
позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера. Выпавшая грань кубика укажет: какого типа вопрос
следует задать или какое задание выполнить. Boпpoc должен начинаться со слова,
написанного на грани.
1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний.
Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет,
явление, термин и т. д.
Например -
назовите сказку, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.
- главных героев сказки «Колобок».
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями,
которые помогают проверить самые
общие знания по теме.
2. Грань «Почему» - развитие умения
видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать
процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему колобок
так поступил? Для чего это ему надо?
3. Грань «Объясни» - развитие мышления.
Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть
проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной
проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого
блока:
Например: - Объясни, как
удавалось Колобку от всех убежать.
- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от
лисы нет?
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности,
анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают
творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай, свою
версию концовки сказки.
5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной
стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое
личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно
добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на
ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Как
плохо, что (когда…», «Мне очень понравилось сказка,
потому что …»)
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на
практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить
какие-либо ситуаций.
Например: Предложи, как бы
ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку. Этот приём
использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути
темы.
После знакомства
с техниками возникает резонный вопрос: как применять их в работе с
дошкольниками?
Технику
Кубик Блума наиболее удобно применять на обобщающих занятиях, когда у детей уже
есть представление о сути темы. Этот
упрощённый способ помогает не
только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство
коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за
работу всех членов команды.
Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые
будут обсуждаться на занятии, бросает куб, а ребенок отвечает на вопрос темы,
начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный,
то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика
помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности
воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия,
прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
Технику Кубик Блума я стала использовать на занятиях в условиях
логопедической группы, что достаточно эффективно применять ее как часть занятия
для того, чтобы выяснить какие
знания
усвоили дети по окончании пройденной темы. Насколько самостоятельно они могут
высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания.
Использование заданий Кубика Блума позволяет педагогу
определить какие знания усвоил каждый ребенок по пройденной теме, а также
выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным
ребенком данного материала.
Особенно эффективно, Кубик Блума можно использовать в работе
по автоматизации различных звуков в пересказах. Как часть занятия мы играем с
веселым кубом, который дает детям задания по содержанию рассказа. Эти задания
развивают у ребят умение логически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку
зрения, высказывать личное мнение по проблеме рассказа и соотносить с мнением
других ребят.
Хочется еще раз напомнить, что новые технологии- это лишь
дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, етодам и приемам
работы. И обратить внимание коллег на некоторые
технические моменты в использованииКубика Блума. Педагогу необходимо
подготовить 4-5 вариантов заданий на каждую грань куба. Если несколько раз
выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или
ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью.
Можно адресовать куб сзаданием определенному ребенку, аможно задавать один
вопрос всем игрокам-участникам.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.12.2022
Дата обновления: 13.12.2022
Дата публикации: 10.12.2022
Комментарии0
Новый комментарий