Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы». Звук [ж]. Буква Жж»
11.03.2023
Задачи:
· Расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках.
· Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, обогащение речи словами-антонимами). Совершенствование навыков звукового анализа. Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.
· Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
· Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Активизация словаря: животное, рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель.Артикуляционная гимнастика
Лексическая
тема «Аквариумные и пресноводные рыбы». Звук [ж]. Буква Жж»
в старшей группе компенсирующей направленности «Пчёлка».
1.
«Акула» — показать
зубы, губы в улыбке.
2.
«Рыба-игла». Губы в улыбке,
рот открыт, язычок – иголочка не прикасается к нижней и верхней губам, не
уклоняется в сторону – 3 раза по 6 сек.
3.
«Рыба – прилипала». Улыбнуться,
открыть рот. Присосать широкий язык к нѐбу. Кончик языка не должен
подворачиваться, губы—в улыбке. В таком положении—до 10 сек.
4.
«Рыбка» — вытянуть
сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.
5.
«Прополощите
рот морской водой». Набирать воздух то за левую, то за правую щеки, то за
верхние, то за нижние губы. Набирать в рот воздух, вытянуть губы вперед, делать
ими вращательные движения.
6.
«Звуковая
волна».
Дети проговаривают звук П – П – П – П – П то повышая, то понижая голос.
Упражнения на развитие речевого дыхания и силы голоса.
7.
Дыхательные
упражнения:
· «Буря в стакане» Наливаем воду в стакан
(неполный) и дуем в него через соломинку. Чем сильнее и дольше ребѐнок подует,
тем сильнее получится «шторм» в стакане. В процессе этой игры отрабатывается
правильность речевого дыхания: вдох – через нос, долгий выдох - через рот.
· «Кораблики» налить в таз воды и дуть на бумажные
кораблики (можно использовать контейнеры из киндер-сюрприза). Вот первая
песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна
получиться длинная.
А
вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"
Речевые игры, проводимые учителем-логопедом в режимных моментах,
совместной игровой деятельности.
Лексическая
тема «Аквариумные и пресноводные рыбы». Звук [ж]. Буква Жж»
1.
«Подбери
слово»
Подбор глаголов к заданному слову, ответ полным
предложением.
Педагог просит подобрать слова-действия к слову «рыба».
Ребенок отвечает: «Рыбу можно (разводить, ловить, чистить, мыть, разделывать,
резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, есть)».
2.
«Дополни
ряд»
Активизация словаря по лексической теме. За каждое новое
слово ребнок получает фишку.
В реке живут: налим, ….
В море живут: кит, …
В озере живут: карась, …
Щука (какая) – хитрая, …
Ерши (какие) – шустрые, …
Сом (что делает) – спит, …
Карась (какой) – маленький, …
Щука (что делает) – охотится, …
3.
«Какое
слово не подходит?»
Формировать умение различать слова по смыслу и по
звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.
Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.
Вода, подводный, водоросль, водить.
Морской, море, морщина, моряк.
4.
«Вопросы
— ответы»
Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение
лексического запаса по изучаемой теме.
Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи
жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей
хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это
рыбьи плавники. Чьи икринки? — Это рыбьи икринки. Чьи кости? — Это рыбьи кости.
5.
«Рыбы-великаны»
Формирование навыка словообразования, употребление
существительных с увеличительными суффиксами -ище: пескарь — пескарище, окунь —
окунище, ерш — ершище, карась — карасище, сом-сомище.
«Рыболов»
Согласование числительных с существительными, ответы
полными предложениями.
Педагог показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с
изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб
поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал
пять щук. Рыболов поймал одного окуня» и т. д.
6.
«Назови
ласково»
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
Окунь - … Ёрш - …
Щука - … Сом - …
Карась - …. Налим - …
7.
«Два-
пять»
Словообразование, согласование числительного с
существительным.
Два краба – пять крабов
Два дельфина – пять дельфинов
Два осьминога- пять осьминогов
Две акулы- пять акул
8.
«Один-много»
Образование существительных множественного числа.
Морской лев- … морские львы
Злая акула-… злые акулы
Черный краб- … черные крабы
Серый дельфин - … серые дельфины
Морской конёк -… морские коньки
Морской ёж - … морские ежи
Прозрачная медуза- … прозрачные медузы
9.
«Доскажи
словечко»
Развитие умения находить близко звучащие слова (рифмы).
По морю плывет трехэтажный… (пароход).
Белокрылые хозяйки, над водой летают… (чайки).
Большому судну не страшна… (океанская волна).
Что за звезды в глубине лежат на дне?
На вопрос ответить просто.
На песке … (морские звезды).
10.
«Назови
самое короткое слово»
Развитие слухового внимания.
Педагог просит ребенка внимательно послушать ряд слов и
назвать самое короткое. При затруднении можно использовать картинки.
Дельфин, сом, каракатица.
Щука, налим, кит.
Ёрш, осьминог, акула.
11.
«Какой, какая, какие»
Рыбы, живущие в море – какие? … морские
Рыбы, живущие в реке – какие? …
Рыбы, живущие в аквариуме – какие? …
12.«Назови ласково»
Карась -…( карасик), сом - …(сомик), ерш - …(ершик),
дельфин -
…(дельфинчик)
13.Игра «Рыбалка»
Мы поймали:
Не одного окуня, а много … (окуней)
Не одну щуку, а много …(щук)
Не одного карася, а много …(карасей)
Не одного сома – много…(сомов)
14.«Сосчитай улов»
Один пескарь, три пескаря, пять пескарей
Одна медуза, три медузы, пять медуз
Одна щука, три щуки, пять щук
Один кит, три кита, пять китов
Одна золотая рыбка, три золотые рыбки, пять золотых рыбок
Один осьминог, три осьминога, пять осьминогов
Одна акула, три акулы, пять акул
Один карась, три карася, пять карасей
Один окунь, три окуня, пять окуней
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.03.2023
Дата обновления: 14.03.2023
Дата публикации: 11.03.2023