Лексическая тема: «Почта». Звуки [к], [г], [х]
20.04.2023
Речевые игры, проводимые
учителем-логопедом в режимных моментах,
совместной игровой деятельности.
Выучить стихотворение.
Почта
Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне
С цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной рубашке?
Это он, это он, ленинградский почтальон. (С. Маршак)
Задание 2. Дидактическая
игра «Закончи предложение».
Почтальон принес письмо (кому?) — маме, сестре ... (дательный падеж
имен существительных).
Что мы нашли в почтовом ящике? — газету, открытку ... (винительный
падеж имен существительных).
Чего не стало в почтовом ящике? — газеты, журнала ... (родительный
падеж имен существительных).
Задание 3. Дидактическая
игра «Подбери признак»: открытка
(какая?) — праздничная, поздравительная ... .
Задание 4. Дидактическая
игра «Подбери родственное слово»:
почта — почтальон, почтовый, почтамт.
Задание 5. Дидактическая игра «Образуй новое слово»: Телефон —
телефонист, телефонистка, телеграф — телеграфист, телеграфистка.
Задание 6. Дидактическая игра «Подбери предметы к признакам»: почтовый
... (голубь, перевод), почтовая ... (открытка, Посылка), почтовое ... (письмо).
Задание 7. Совместно с ребенком сделать
конверт из бумаги.
Отгадать загадку.
Заклеили клеем прочно и ко мне
прислали срочно.
Я его не пожалею, получу и вмиг
расклею. (Письмо, конверт).
Задание 8. Выложить из спичек фигурку по образцу.
«Назови ласково» (Образование существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Письмо —
письмецо, конверт — конвертик,
телеграмма
— телеграммочка, открытка
— открыточка,
посылка —
посылочка, журнал
— журнальчик,
адрес —
адресок, газета — газетка,
бандероль
— бандеролька, телефон — телефончик.
«Один — много» (Образование существительных множественного числа в именительном и
родительном падежах)
Почта —
почты — много почт,
почтальон
— почтальоны — почтальонов,
оператор
— операторы — операторов,
письмо —
письма — писем,
перевод —
переводы — переводов,
конверт —
конверты — конвертов,
телеграмма
— телеграммы — телеграмм,
посылка —
посылки — посылок,
адрес —
адреса — адресов,
открытка
— открытки — открыток,
газета —
газеты — газет,
журнал —
журналы — журналов,
бандероль
— бандероли — бандеролей,
печать —
печати — печатей,
телефонист
— телефонисты — телефонистов,
телефон —
телефоны — телефонов,
извещение
— извещения — извещений.
«Подбери
признаки (какая? какой?)»
Открытка
— поздравительная, праздничная, красочная, красивая ... ;
журнал —
красивый, яркий, красочный, блестящий, деловой, развлекательный ... ;
посылка —
....
«Знаешь ли ты» Поиск соответствующего понятия и построение фразы
а) откуда
мы узнаем общественные новости — из газеты, журнала, письма, телеграммы,
открытки (газеты);
б) письмо
бывает обыкновенное и ценное, телеграмма — обыкновенная, срочная (молния),
поздравительная. Бандероль и посылка — могут быть ценными? (Да.);
в) что
такое «бланк», «извещение», «почтовый перевод»;
г) кто
разносит почту адресатам.
«Что это, угадай?» Поиск соответствующего
понятия
Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому
посылают письмо. (Адрес.)
На стене,
на видном месте,
Собирает
вести вместе,
А потом
его жильцы
Полетят
во все концы. (Почтовый ящик.)
Сбоку
марка и картинка,
В круглых
штампах грудь и спинка,
Маленькое
очень, быстрое, как птица,
Если
захочешь — за море умчится. (Письмо.)
1.Артикуляционная гимнастика на тему: «Почта».
Выполняем знакомые упражнения, только названия даём им новые. Представьте, что язычок – это ручка с острым пером, «пишем» письмо (упр. «Часики») Теперь клеем намажем края конверта (упр. «Маляр») Проверяем, крепко ли он заклеен (упр. «Спрячь губы») Отправляем конверт в почтовый ящик (упр. «Утюжок» - гладим язык губами)
2. Упражнение на развитие дыхания «Почтальон поднимается по лестнице».
Поднимаем ногу – вдох носом. Опускаем ногу, на выдохе резко произносим: «Ух!». Повторить 4-5 раз.
3. Массаж лицевой мускулатуры «Кому письмо». (Только руки с мылом как следует помыть и продизенфицировать не забудьте!)
Здесь живет Хмурилка - поглаживаем лоб от середины к вискам Здесь живет Дразнилка – гладим от крыльев носа к ушным раковинам Здесь живет Смешилка – гладим от верхней губы к ушным раковинам Здесь живет Страшилка – гладим от середины подбородка к ушным раковинам Это носик Бибка! – указательный палец приставляем к кончику носа А где твоё «спасибо» и добрая улыбка? – проводим от уголков губ к ушам.
4. Пальчиковая гимнастика «Почтальон». Что принес нам почтальон? – сжимают и разжимают кулачки. С толстой сумкой ходит он – приседают и «идут» пальчиками по ковру. Перевод, журнал, газету – на каждое название загибаем по одному пальцу. В бандероли две кассеты, и письмо от тети Вали, чтоб ее приезда ждали – хлопаем в ладоши.
5. Игры для развития слухового внимания и фонематического слух
«Слушай внимательно» Хлопнуть в ладоши, если слово относится к теме
«почта»: колбаса, жираф, письмо, корова, юбка, посылка, кошка, самолёт, марка…
«Назови первый/ последний звук в
слове»: почта, письмо, конверт,
марка, адрес, почтальон, индекс, посылка, газета, журнал, телеграмма…
«Кому письмо?»: на самодельный маленький конвертик наклейте
букву, рассадите игрушки или разложите картинки с мультяшными либо сказочными
героями. Ребёнок – почтальон, пусть вручит письму тому, чьё имя начинается с
данного звука.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.04.2023
Дата обновления: 21.04.2023
Дата публикации: 20.04.2023