О дифференциации поставленных звуков.
21.05.2023
Разграничение
произношения звуков при отсутствии замены звуков
·
Предварительно
потренируйтесь произносить тот дефектный звук, который раньше был у ребенка.
Вы произносите слова так, как ребенок произносил их раньше (то есть, дефектно
выговаривая поставленный звук), затем — правильно (иногда — наоборот). Ребенок
«угадывает», когда вы произнесли слово правильно.
·
Ребенок
должен произносить слова сначала правильно, затем — так, как произносил раньше
(иногда — наоборот). Вы «угадываете», когда он произнес правильно, а когда —
нет. Время от времени вы будете «допускать ошибки» (путать правильно и
неправильно произнесенные слова), а ребенок должен эти ваши ошибки обнаруживать
и исправлять.
·
Вы
произносите слово так, как прежде произносил его ребенок. Он должен «исправить»
ваше произношение — произнести слово правильно.
·
Вы
произносите какое-нибудь слово правильно, а ребенок должен повторить его за
вами так, как он произносил его раньше (дефектно), а затем «исправить» свое
произношение.
·
Ребенок
должен произнести слово сначала правильно, потом так, как он произносил его
раньше (дефектно), затем — опять правильно.
Разграничение
произношения звуков при замене звуков Работа по
разграничению звуков будет описываться на примере звуков [с] и [ш].
Предполагаемая ситуация: вместо звука [ш] ребенок произносил звук [с]. Дифференциация
звуков в изолированном положении. Дифференциация
звуков в слогах. Дифференциация
звуков в словах. ·
Вы медленно
произносите слова, где звуки [с] или [ш] стоят в начале слова (сад, сын, шуба,
сон, шаг и т. п.), ребенок должен назвать тот звук, с которого начинается
слово. Следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с одним, потом с
другим звуком, в этом случае ребенок перестанет обращать внимание на словесный
материал, а начнет просто поднимать руку через слово. ·
Вы
произносите простые слова, где звуки [с] или [ш] находятся в середине слова:
каша, коса, усы, душа, уши, лиса и т. п. Задание для ребенка — такое же, как и
в предыдущем случае. ·
Вы произносите
простые слова, где звуки [с] и [ш] стоят в конце слова: лес, ковш, лис, мышь,
душ, мыс и т. п. Задание такое же, как в предыдущих случаях. ·
Ребенок
должен придумывать слова, которые начинаются на звук [с] или [ш]. ·
Вы называете
пары слов, отличающихся друг от друга только одним звуком ([с] или [ш]),
например: миска — мишка, коска — кошка, каска — кашка, мыс — мышь,
и т. п. Назвав пару таких слов (например, коска — кошка), вы задаете ребенку
вопросы, например: «Что может быть заплетено у девочки на голове?», «Кто
говорит мяу?». Ребенок должен ответить на ваш вопрос, употребив правильное
слово. ·
Ребенок
должен повторять за вами слова, в которых есть сразу оба дифференцируемых
звука: шоссе, суша, самшит, шест и т. п. ·
Ребенок
должен повторять за вами слова, в которых есть оба дифференцируемых звука (как
в предыдущем упражнении) и слова, в которых один и тот же звук встречается
дважды (например: шашлык, соска, шашки и т. п.). В последнем случае ребенок
часто заменяет повторяющийся звук на другой (например: шашлык — сашлык
или шаслык, соска — сошка или шоска и т. п.). Дифференциация
звуков в предложениях. Дифференциация
звуков по картинкам ·
Ребёнок
должен разложить картинки, в названиях которых есть звуки звуки [c] [ш] на две
кучки: в одну — со звуком [с], в другую — со звуком [ш]. ·
Ребенок
должен выбрать из кучки картинок те, в названии которых есть звук [с] (среди
картинок должны быть и картинки, в названиях которых есть звук [ш]). Затем из
этой же кучки нужно выбрать те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Примерные слова для дифференциации
звуков Слова для
дифференциации звуков [с — ш]: Саша, шоссе, суша, сушка, шесть, шест, шерсть,
шустрость, дюшес, фашист, шествие, костяшка, шелест, самшит, штангист, пустошь,
ушастик, шанс, пастушка, машинист, шершень, шашлык, шашка, шишка, соска,
сосиска, суслик, самса, свинопас, космос. ·
Если у
ребенка не было замены звуков (например, он произносил звук [ш] как неясный
шипящий звук или звук [р] — одноударно), очень желательно разграничить его
старое произношение от нового. Это позволит ребенку быстрее «отделался» от
прежнего дефектного произношения. ·
Если ребенок
никак не выговаривал каких-то звуков (пропускал их в речи), необходимость
дифференциации этих звуков отпадает сама собой (разграничивать оказывается
нечего). ·
Если ребенок
заменял звук на какой-нибудь другой звук (например, [ш] произносил как [с], или
[р] — как [л]), эти звуки обязательно нужно разграничить, чтобы предотвратить
возникновение у ребенка нарушений чтения и письма. ·
Начинать
дифференцировать звуки можно после того, как ребенок свободно произносит их в
слогах вслед за вами по подражанию.
Предварительно познакомьте ребенка с соответствующими буквами. Можно
использовать и другие символы: например, звук [с] (старое произношение) может
обозначаться черным кружком, а звук [ш] (новое произношение) — красным. Процесс
изучение звуков, ребёнком происходит лучше, если он посещает музыкальную школу.
Когда вы показываете ребенку буквы [с] или [ш] (или заменяющие их символы) — он
должен произносить соответствующие звуки.
Вы очень медленно произносите слоги, среди которых встречаются слоги со звуками
[с] и [ш], [ра], [ши], [ло], [су], [рэ], [ша] и т. п.
Богда ребенок слышит один из дифференцируемых звуков, он должен показывать вам
картинку с соответствующей буквой и называть тот звук, который услышал.
Обязательно следите за тем, чтобы среди слов не попадалось таких, в которых
одновременно присутствуют оба дифференцируемых звука.
Ребенок должен повторять за вами предложения, в которых в большом количестве, в
том числе и в одном слове, встречаются дифференцируемые звуки: Саша
шагает по шоссе. Кошка съела мышку. В саду растет самшит.
Слова для дифференциации звуков [з — ж]: жезл, зажигалка, желтизна, жизнь,
зажим, зажигание, железо, заживление, визажист, жижа, жужелица, ажиотаж,
заноза, зазор, зазноба, зазнайка, зразы.
Слова для дифференциации звуков [ц — с]: цистерна, цитрус, царство, лестница,
пустынница, гостиница, станция, специалист, солнце, станица, абсцесс, устрица,
процесс, самец, цаца, муха цеце, концепция, Цицерон, царица, стансы, Стае,
соска, иконостас.
Слова для дифференциации звуков [л — р]: рулон, орлы, горло, лорнет, Лара,
оверлок, Карл, Клара, сверло, каравелла, коралл, берлога, мармелад, карнавал,
Фрол, флора, формула, ларчик, шарлатан, капрал, аврал, рапира, рессора,
рокировка, Аврора, курорт, колокол, балалайка, металлолом, головоломка.
Слова для дифференциации звуков [л — и]: лайка, лай, яблоко, Ялта, балалайка,
оладьи, одеяло, юла, ёлка, слайд, слойка, далай-лама, Ямайка, яйцо, колокол,
головоломка.
Слова для дифференциации звуков [л' — и]: линейка, лейка, ель, лилия, улей,
клей, шлейф, аллея, ясли, ваятель, Юля, кальян, Лия, ялик, литий, альянс,
флейта, колея, Ямайка, яйцо, Лиля, ляля.
Слова для дифференциации звуков [р — и]: рай, рой, Рая, яркость, ярмарка, ярмо,
район, край, покрой, тройка, Ермак, мойра, сайра, юрта, фейерверк, Бейрут.
Слова для дифференциации звуков [р' - й]: прерия, рейка, корейка, Юрий, гурия,
ария, Мария, боярин, мэрия, Австрия, фурия, ремейк, Фридрих, рефрен, референт,
передряга, секретарь, перекресток.
Слова для дифференциации звуков [р' — л']: солярий, малярия, кавалерист,
апрель, клирик, перелесок, пилигрим, гриль, прелесть, лирика, прель, прилив,
лекарь, переплет, перепелка.
Слова для дифференциации звуков [т' — ч]: учитель, птичка, течь, печать,
мечеть, картечь, аптечка, чтение, четверть, птенчик, почтение, тенечек, тетя,
тетива, тетерев, точечка, чучело, почемучка, черчение, чечетка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.05.2023
Дата обновления: 21.05.2023
Дата публикации: 21.05.2023
Комментарии0
Новый комментарий