Мастер – класс для родителей «Речевые игры на формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР»

20.01.2023

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и

синтаксический уровни грамматической системы.

Игры с мячом

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами .

Маленький гномик жил в маленьком    … домике. В домике гномика стояла маленькая мебель. Назовите её : стульчик, шкафчик, столик и т.д

«Из чего? »

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от

существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам;

«Длинный или короткий?»

Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.

                      У зайца длинные уши, а у медведя короткие

                      У лисы длинный хвост, а у зайца короткий

                      У медведя короткий хвост, а у белки длинный

«Слова наоборот»

Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.

Дидактические игры

«Какой? Какая? Какое? »

Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

Назовите   Сок из яблока ( какой?) —яблочный.

  Варенье из клубники ( какое?) яблочное.

Следим за как произносим окончания прилагательных. Борщ из овощей (какой?) …..

Компот из фруктов (какой?)….. и.т.д.

«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные. У ослика чей хвост?—ослиный,

У лошади чей хвост? – лошадиный. Чьи следы: кошачьи, гусиные ит.д.

«Фантастический зверь»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; В составлении простых предложений.

Посмотрите на этого фантастического зверя и скажите: Чей у него хвост -…, Чьи лапы --…., Чьи крылья --….

«Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Рыба- рыбак, суп из рыбы—рыбный, сеть –рыболовная.

«Чего не хватает? »

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.

Посмотрим сначала на первую картинки , затем на вторую и скажем, чего не хватает?

«Накорми животное»

Цель: Закрепление форм дательного падежа

А теперь покормим животных. Зайцу я дам морковку. Медведю дам малину. Корове – траву. и т.д.Хочу такой сайт

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

А сейчас поупражняемся образовывать множественное число

существительных: Я показываю картинку одного предмета, а вы называете Много предметов в Им. падеже. Это поросенок, а это-поросята.

Это котенок, а это—котята.

«Два и пять»

Цель: познакомить ребенка с числительными два и пять, научить

согласовывать существительные с числительными, употреблять их в речи. А сейчас мы с вами поучимся считать: два стола  пять столов,

Два дома  пять домов.

«Почини сломанные игрушки»

Цель: Закрепление форм

именительного и родительного падежа.

Посмотрите , игрушки сломались, чего нет у мишки? У мишки нет лапы.

«Великан, человек и лилипут»

Цель: учить изменять существительные используя суффиксы: -ищ-, -ик-, - чик-, -к-, -иц-, -ок- .

Матрешка—матрешище-- матрешечка

«Музыканты»

Цель: образованием существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, играющих на разных музыкальных инструментах.

Мужчина , играющий на скрипке – кто он? – скрипач Женщина, играющая на скрипке, кто она ?  скрипачка.

«Спорт»

Цель: образованием существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, занимающихся различными видами спорта.

Мужчина занимающийся лыжным спортом он кто? – лыжник,

 А женщина, занимающаяся лыжным спортом Кто?  лыжница.

«Рассели по домикам»

Цель: определить существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа.

Книга—она, мяч—он, облако –оно, шахматы – они.

«Маленькие слова»

Цель: научиться понимать и употреблять предлоги

Посмотрим на картинку и составим предложение с маленьким словом В. Рыба плавает в аквариуме.

А теперь с маленьким словом У. Машина стоит у дома.

 

Формирование грамматического строя речи проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и

упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.10.2023

Дата обновления: 03.10.2023

Дата публикации: 20.01.2023

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».