Мастер – класс для родителей «Речевые игры на формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР»
20.01.2023
Грамматический строй – система взаимодействия слов между
собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологический и
синтаксический уровни грамматической системы.
Игры с мячом
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с
уменьшительно- ласкательными суффиксами .
Маленький гномик жил в маленьком … домике.
В домике гномика стояла маленькая мебель. Назовите её : стульчик, шкафчик, столик
и т.д
«Из чего? »
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от
существительных, обозначающих материал и
вещества, и изменять их по родам и числам;
«Длинный или короткий?»
Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.
⚫ У зайца длинные уши, а у медведя короткие
⚫ У лисы длинный хвост, а у зайца
короткий
⚫ У медведя короткий хвост, а у белки длинный
«Слова наоборот»
Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.
Дидактические игры
«Какой? Какая? Какое? »
Цель: учить образовывать прилагательные и
согласовывать их с существительными в роде,
числе, падеже.
Назовите Сок из яблока ( какой?) —яблочный.
Варенье из клубники ( какое?) яблочное.
Следим за как произносим окончания прилагательных. Борщ из овощей
(какой?) …..
Компот из фруктов (какой?)….. и.т.д.
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цель: закрепить умение образовывать
притяжательные прилагательные. У ослика чей хвост?—ослиный,
У лошади чей хвост? – лошадиный. Чьи следы: кошачьи, гусиные ит.д.
«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных
прилагательных; В составлении простых предложений.
Посмотрите на этого фантастического зверя и
скажите: Чей у него хвост -…, Чьи лапы --…., Чьи крылья --….
«Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Рыба- рыбак, суп из рыбы—рыбный, сеть –рыболовная.
«Чего не хватает? »
Цель: упражнять в образовании форм
родительного надежа, развить зрительное внимание и память.
Посмотрим сначала на первую картинки , затем на вторую и скажем,
чего не хватает?
«Накорми животное»
Цель: Закрепление форм дательного падежа
А теперь покормим животных. Зайцу я дам
морковку. Медведю дам малину. Корове – траву. и т.д.
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
А сейчас поупражняемся образовывать множественное число
существительных: Я показываю картинку одного
предмета, а вы называете Много предметов в Им. падеже. Это поросенок, а это-поросята.
Это котенок, а это—котята.
«Два и пять»
Цель: познакомить ребенка с числительными два и пять, научить
согласовывать существительные с числительными,
употреблять их в речи. А сейчас мы с вами поучимся считать: два стола – пять столов,
Два дома – пять домов.
«Почини сломанные игрушки»
Цель: Закрепление форм
именительного и родительного падежа.
Посмотрите , игрушки сломались, чего нет у мишки? У мишки нет лапы.
«Великан, человек и лилипут»
Цель: учить изменять существительные используя
суффиксы: -ищ-, -ик-, - чик-, -к-, -иц-, -ок- .
Матрешка—матрешище-- матрешечка
«Музыканты»
Цель: образованием существительных мужского и
женского рода, обозначающих людей, играющих на разных музыкальных инструментах.
Мужчина , играющий на скрипке – кто он? –
скрипач Женщина, играющая на скрипке, кто она ? – скрипачка.
«Спорт»
Цель: образованием существительных мужского и
женского рода, обозначающих людей, занимающихся различными видами спорта.
Мужчина занимающийся лыжным спортом он кто? – лыжник,
А женщина, занимающаяся лыжным спортом Кто? – лыжница.
«Рассели по домикам»
Цель: определить существительные мужского,
женского и среднего рода единственного
и множественного числа.
Книга—она, мяч—он, облако –оно, шахматы
– они.
«Маленькие слова»
Цель: научиться понимать и употреблять предлоги
Посмотрим на картинку и составим предложение с
маленьким словом В. Рыба плавает в аквариуме.
А теперь с маленьким
словом У. Машина стоит у дома.
Формирование грамматического строя речи проходит успешно при
условии правильной организации
предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и
упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.10.2023
Дата обновления: 03.10.2023
Дата публикации: 20.01.2023
Комментарии0
Новый комментарий