Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Солнышко». Лексическая тема: «Игрушки». Звуки [ к ], [ к*], [г ], [г*].
19.10.2022
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы
компенсирующей направленности «Солнышко».
Лексическая тема: «Игрушки». Звуки [ к ], [ к*], [г ], [г*].
Занятие 1
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение,
активизация и актуализация словаря по теме «Игрушки». Автоматизация правильного
произношения звука [ш] в словах с открытым слогом. Совершенствование навыков
грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в
роде и числе, образование относительных прилагательных), развитие связной речи.
Дифференциация звуков [к], [г] в
словах. Совершенствование слоговой структуры слов. Совершенствование
навыка слогового анализа слов. Совершенствование
навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие
задачи. Развитие
речевого слуха, чувства рифмы, зрительного внимания и восприятия, общей, тонкой
и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные
задачи. Воспитание
навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности,
ответственности.
Оборудование.
Магнитная
доска, предметные картинки с изображениями игрушек, предметные картинки с
черно – белым изображением, игрушка «Цветок» для развития речевого дыхания по
числу детей. Игрушки (робот, кукла, машина, лодка, пирамида, клоун), большая
кукла Катя, плоскостное изображение машины, плоскостные изображения кукол,
буквы, трафареты кухонной посуды, сыпучие материалы,(горох, чечевица, гречка,
рис), мыльные пузыри.
Предварительная
работа. Разучивание
упражнения «Мячик мой».
Ход
занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте,
ребята! Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите, сколько их сегодня
много. Каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы у нас весь день
был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние
волшебные слова и нашим гостям. (Дети говорят
гостям «Доброе утро».)
Логопед.
Ребята, посмотрите, в гости пришла к нам и кукла Катя.
Оказывается, у нее сегодня день рождение.
Кукле подарили цветы, но осенним ветром сдуло все лепестки с одного
цветка. Чтобы собрать потерянные лепестки, нужно выполнить разные задания.
Ребята, поможем нашей Кате?
Дети: Да.
Логопед: А вы, сможете?
Дети: Да
Логопед: Тогда, начинаем, а Катя будет играть
вместе с нами.
Логопед: Итак, первое задание. Игра называется «подскажи словечко»
2.
Игра «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха,
внимания, чувства рифмы.]
Логопед
приглашает детей подойти к ней, предлагает сесть на ковер в круг.
Логопед: Сегодня
все ликуют: В руках у детворы. От
радости танцуют Воздушные...
1-йребенок. Шары.
Логопед. Правильно. Молодцы! Слушайте следующую загадку.
Он — с
бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он — веселая игрушка, А зовут его...
2-й ребенок. Петрушка.
Логопед. Верно. А вот и еще загадка.
В этой
молодице Прячутся девицы, Каждая сестрица — Для меньшой темница. Красные щечки,
Пестрые платочки. Хлопают в ладошки Веселые...
3-й ребенок. Матрешки.
Логопед. Отлично. И Макар тоже правильно подсказал словечко.
А вот и последняя загадка.
От меня
помчался вскачь Мой веселый звонкий...
4-й ребенок. Мяч.
Логопед. Садись, Маша. Вы меня порадовали, были внимательными
и сообразительными.
Логопед: С
первым задание вы хорошо справились! Вот мы нашли первый лепесток.
Логопед:
А сейчас мы выполним упражнение «Найди игрушку».
3. Упражнение «Найди игрушку» (Развитие фонематических
представлений.)
Логопед:
Задание называется «Найди игрушку». Встаньте около стола, внимательно посмотрите
на картинки, найдите игрушки названия
которых начинаются со звука [к).
1-йребенок. Кукла
2-й ребенок. Кубики.
3-й ребенок.
Конструктор.
4-й ребенок. Клоун.
Логопед. Молодцы. А теперь попробуйте найти игры и игрушки, в
названиях которых начинаются на звук [г).
1-йребенок. Груша
2-й ребенок. Горилла
3-й ребенок. Грузовик.
4-й ребенок. Гусь.
Логопед. Отлично справились с заданием. Садитесь. А теперь
расскажите, для чего вам нужны игрушки.
Дети. Игрушки нужны для того, чтобы в них играть.
Логопед:
Вот сейчас мы и отправимся в магазин, чтобы порадовать Катю и купить игрушки ей
на день рождение. В магазине можно купить игрушки, если назвать слово и делить
его на слоги.
4. Упражнение «Магазин» [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Дети берут игрушки и делят
на слоги.
1 й ребёнок: Пирамида, в
слове пи-ра-ми-да 4 слога
2 й ребёнок: Кукла, в слове
кук-ла 2 слога
3 й ребенок: Робот, в слове ро-бот 2 слога
4 й ребёнок: Лодка, в слове
лод – ка 2 слога.
5 й ребенок: Клоун, в слове
кло-ун 2 слога
6 й ребёнок: Машина, в
слове ма-ши-на 3 слога
Логопед: Ребята, вы хорошо справились
с заданиями.
Логопед: Вот, еще мы нашли один лепесток. Катя
очень любит рисовать, давайте вместе с куклой станем художниками и сможем
раскрасить разные игрушки по особенному.
5. Игра «Художники». [Развитие мышления, памяти, зрительного восприятия.
Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с
существительными в роде и числе).]
Логопед
предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними корзинку, накрытую
салфеткой.
Первый
ребенок достает одну картинку из-под салфетки и кладет ее перед собой.
1-йребенок. Красный помидор.
Второй
ребенок достает картинку и кладет ее перед собой.
2-й ребенок.
Оранжевая морковь
Третий
ребенок достает картинку и кладет ее перед собой.
3-й ребенок. Желтое яблоко.
Четвертый
ребенок достает картинку и кладет ее перед собой.
4-й ребенок.
Зеленые огурцы.
Первый
ребенок достает еще одну картинку и кладет ее перед собой.
1-йребенок. Голубые незабудки.
Второй
ребенок достает еще одну картинку и кладет ее перед собой.
2-й ребенок. Синий василек.
Третий
ребенок достает картинку и кладет ее перед собой.
3-й ребенок.
Фиолетовая слива.
Четвертый
ребенок достает еще одну картинку и кладет ее перед собой.
4-й ребенок. Белая снежинка.
Логопед:
Как здорово, у вас получается выполнять задания.
Логопед:
Ребята, а теперь нужно решить трудную задачу.
6. Игра «Трудная задача». [Совершенствование навыков
звуко-буквенного анализа и синтеза.]
Логопед
приглашает детей за стол.
Логопед:
Катя очень надеется, что мы ей в этом поможем.
А задача непроста —
Превратить кита, в кота
Н. Нищева
Логопед.
Поможете?
Логопед
помещает на магнитную доску буквы и составляет первое слово.
Логопед. Прочитайте
Логопед: У куклы есть любимое морское
животное, его называют КИТ.
Логопед: А дома у куклы, есть домашнее животное
Логопед отгадайте, кто это?
Дети. Кот.
Логопед. Как превратить слово КИТ в слово КОТ?
Дети. Заменить букву И. на букву О
Один из
детей заменяет букву.
Логопед. Прочитайте новое слово.
Дети. Кот
Логопед:
Молодцы, как у вас отлично получается, выполнять задания. И еще мы нашли
лепесток.
Логопед:
Ребята, Катина кошка любит сидеть на окошке.
7. Упражнение
«Повтори-ка». [Совершенствование слоговой структуры слов.)
Логопед. Катя просит нас повторить за ней предложение, а мы стараемся
четко произнести знакомые звуки. Давайте встанем, будем ходить по кругу и
повторять, за куклой.
Логопед: Катина
кошка сидит на окошке
Д е т и. Катина кошка сидит на окошке
Логопед. А теперь остановимся и повторим
это предложение по очереди.
Дети по
очереди проговаривают предложение.
8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие
артикуляционной моторики.)
Логопед: Ребята, чтобы у нас еще лучше получалось повторять, мы
сделаем артикуляционную гимнастику.
(Ребята, сидят
за столами, перед индивидуальными зеркалами, спина ровная, смотрят в зеркало и повторяют.)
Катя в домике
живет (упр «Лопатка»)
Кукла любит
очень мёд. (Упр «Вкусное варенье»)
Набивает полный
рот и жуёт, жуёт, жуёт (Упр «Орешек»)
А, когда поест
Катюшка, чистит щеткой свои зубки» (Упр «Чистим зубки»)
Логопед: Что то, кукла у нас загрустила,
давайте ей поднимем настроение
возьмем в руки «Цветочки» и подуем на них.
7.Упражнение «Цветик - семицветик». [Формирование направленной
воздушной струи.)
Логопед
предлагает детям встать и раздает каждому по ветерку «Цветик – семицветик»
Логопед. Сделайте вдох через нос, а через рот сделайте выдох, медленно
и спокойно, не раздувая щек. Как хорошо, получилось.
Упражнение
выполняется 3—5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.
Логопед: Ребята, кукла Катя имеет
много друзей, она хочет пригласить их на день рождения.
8. Игра «Кто поедет в
машине?» [Автоматизация
правильного произношения звука [ш] в словах с открытыми слогами.]
Логопед
открывает магнитную доску, на которой закреплены плоскостные изображения
кукол-мальчиков и кукол-девочек и большое плоскостное изображение легковой
машины.
Логопед. Давайте поможем ее друзьям куклам, приехать к Кате.
Но в машину могут сесть только те куклы, чьи имена заканчиваются слогом ша.
Дети по
очереди выходят к доске и закрепляют фигурки в машине, вспоминая имена: Маша,
Даша, Паша, Саша, Любаша, Ариша, Гриша, Стеша. Логопед следит за правильным
произношением звука [ш] в словах.
Логопед: Отлично,
справились с заданием. У Кати день рождения, она пригласила гостей, осталось
найти еще один лепесток. Катя пригласила нас тоже на свой праздник.
Ребята, давайте вы выберете понравившиеся
галстуки, у кого будут галстуки одинаковые, эти ребята будут работать в парах.
10. Игра «Накроем праздничный стол для Кати» (Совершенствование грамматического строя речи,
образование относительных прилагательных, развитие связной речи.)
Логопед:
Давайте, поможем кукле приготовить праздничный стол. Подойдите к столу,
выберете трафарет посуды и один продукт, из чего вы будете готовить.
Логопед:
В кастрюле вы приготовите?
Дети: суп
Логопед:
В салатнице вы приготовите?
Дети:
салат.
Логопед:
В ковшике вы приготовите ?
Дети:
кашу.
Логопед:
Ну, а я приготовлю кукле в сковороде, запеканку.
(Дети
выкладывают горох, чечевицу, гречку, фасоль на трафаретах посуды)
Логопед:
А теперь, расскажите, что у вас получилось? Только начнете вы со слов Кате на
праздник, я приготовила…
Логопед:
Кате на праздник, я приготовила чечевичную запеканку.
Логопед:
Начинаем со слов, Кате на праздник мы приготовили…
1 пара –
Кате на праздник, мы приготовили гороховый суп.
2 пара -
Кате на праздник мы приготовили гречневую кашу.
3 пара -
Кате на праздник мы приготовили фасолевый салат
Логопед:
Ребята, мы выполнили все задания. Мы собрали все лепестки.
11.
Окончание занятия. [Оценка работы детей.)
Логопед берет
в руки куклу, предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их
работу.
Ребята,
скажите, чем мы сегодня занимались?
А что
было, самое трудное?
Что
понравилось, больше всего?
Кукла
благодарит вас и дарит мыльные пузыри, чтобы мы устроили настоящее мыльное шоу
у нее на день рождении. (Логопед включает музыку, дети танцуют и пускают
мыльные пузыри).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.10.2023
Дата обновления: 06.10.2023
Дата публикации: 19.10.2022
Комментарии0
Новый комментарий