Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «Солнышко». Лексическая тема: «Посуда». Тема: «В гостях у бабушки Федоры».
24.11.2022
Тема «В гостях у бабушки
Федоры»
Цель: закрепить знания детей о различных видах посуды, её назначении.
Коррекционно-образовательные задачи: Систематизировать и обобщить
знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях, материала, из которого она сделана, формировать понятия: чайная, столовая, кухонная. Уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда» (кухонная, чайная, столовая, пластмассовая, деревянная, фарфоровая, стеклянная, железная, хранить, беречь, чистить, расставлять, соусник, молочник, супница, сахарница, конфетница, сухарница, селёдочница, салатница, сотейник.) Совершенствовать грамматический строй речи: образование прилагательных от существительных (из стекла – стеклянный, из фарфора – фарфоровая), работа с относительными прилагательными.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, развивать правильное дыхание, развивать фонематический слух, связанную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, память. Продолжать автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навык сотрудничества, инициативности,
творческой активности, взаимодействия в игре и на занятии; бережное отношение к
посуде.
Оборудование: Мультимедийная презентация «В гостях у бабушки Федоры», дыхательный тренажер «Горячий чай», зонт Мэри - Поппинс, нарисованные плоскостные зонтики по количеству детей, большая яркая книга со сказкой «Федорино горе», три подноса, предметы кукольной посуды, картинки с предметами посуды, мяч среднего размера, корзина с баранками, книга К.И.Чуковского (подарок детям).
Предварительная работа: рассматривание альбомов и беседа на тему: «Посуда», экскурсия с
родителями в магазин посуды, экскурсия с детьми в музей посуды, чтение
К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде, пальчиковой
гимнастики «Помощники» и «Посуда».
Ход
занятия:
1.Организационный
момент
(Создание
эмоционального положительного фона
занятия. Объявление темы.)
(Ребята входят в
зал и видят Мэри – Поппинс, она приглашает подойти к себе)
Мэри
– Ребята, здравствуйте, какие вы сегодня нарядные, подходите все ко мне, становитесь
полукругом, чтобы вам было удобно.
(Дети
здороваются с Мэри)
Мэри
– Ребята, вы меня узнали, кто я?
Дети -
нет, не узнали.
(Мэри - Поппинс
поет песню «Леди совершенство») Мэри – А теперь, узнали? Я вам сейчас
подскажу, я Мэри – Поппинс, повторите за
мной.
Дети
– Мэри - Попинс
Мэри
– Правильно, меня зовут Мэри – Поппинс,
я, няня - волшебница, очень люблю детей, читать им сказки, а больше всего я
люблю путешествовать.
Мэри
- Вы бы хотели отправиться со мной в путешествие?
Дети
– Да.
Мэри
- а путешествие наше будет в страну сказок, но для того чтобы нам преодолеть
длинный путь, нужно всем подкрепиться.
Мэри
- я буду выполнять упражнения, а вы будете повторять за мной, готовы?
Дети
– Да.
2.Артикуляционная
гимнастика (Развитие
артикуляционной моторики)
Мэри
– сначала мы поедим вкусных отбивных ( упр. наказать непослушный язычок», затем
поедим вкусное варенье ( упр « вкусное варенье») , оближем сначало верхнюю
губу, затем нижнюю, а потом круговыми движениями оближем наши губки , варенье
мы запьем ароматным чаем , берем чашечку чая (упр «чашечка»), чай горячий,
поэтому давайте остудим его, подуем на чай,(дыхательный тренажер «Горячий чай)
дуем правильно, чтобы чай поскорее остыл(через нос сделаем глубокий вдох, а
через рот выдох), а теперь мы оближем губки
( упр «вкусное варенье») и перед путешествием возьмем чупа – чупс (упр
«Орешек») и упираем язычок, то в одну щеку, то в другую.
Мэри
– как хорошо получается у Саши, Ева тоже молодец, как вы все стараетесь. Вы,
такие молодцы!
Мэри
- Ну, а теперь нужно взять волшебные зонтики, каждый выбирает себе зонтик. (дети подходят к разложенным зонтам и
становятся на них).
Мэри
– А я возьму свой зонт, покручу его,
поверчу и скажу волшебные слова «Верчу, кручу в страну сказок попасть хочу». А
вы закройте глазки и повторяйте волшебные слова за мной.
Дети
– «Верчу, кручу в страну сказок попасть хочу».
3.Беседа по
сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»
Мэри – А вот мы и в стране сказок, посмотрите
как тут красиво.
Мэри - Ребята открывайте глазки, ой, посмотрите,
что это у нас такое? (Мэри показывает большую книгу со сказками.)
1-й ребенок - Это книга сказок.
Мэри – а ты как думаешь, Ева?
2-й ребенок – да, это книга со сказками.
3-й ребенок -
в этой книге живут герои сказок.
Мэри – посмотрите, а что это за сказка? Как
называется эта сказка?
1-й
ребенок - Сказка называется «Федорино горе»
Мэри
- А что случилось с Федорой? Она грустная.
1-й
ребенок – Федора грустная, потому что он нее ушла посуда.
Мэри – а почему от нее убежала посуда?
1-й ребенок – Потому что, она ее не мыла.
2-й ребенок - Потому что, она за ней не
ухаживала.
3- ребенок - Потому что, посуда была грязная.
4- ребенок.- В посуде завелись тараканы и пауки.
Мэри - Да, ребята она не ухаживала за своей
посудой.
Ну, давайте сами посмотрим, что нам скажет
Федора
( На экране Федора,
которая просит помощи)
Мэри
– Ребята вы хотите помочь Федоре?
Дети
– да, мы поможем Федоре.
Мэри
- А для того чтобы помочь Федоре, что будем делать?
1-
й ребенок – сначала нужно помыть посуду.
2-
й ребенок – помыть посуду и расставить посуду на полки.
3
-й ребенок – очистить посуду от тараканов и пауков.
Мэри
- Ребята подойдите ко мне, вставайте в кружочек и начнем с вами мыть посуду,
закатите рукава, приготовьте пальчики.
Мэри
– повторяйте за мной движения и проговаривайте слова.
4. Упражнение «Помощники» ( Развитие общих речевых навыков,
координацию речи с движением, тонкой моторики)
Посуду моет наш Антошка.
Потирают ладошки друг о
друга
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
Разгибают пальцы из
кулачка, начиная с мизинца.
И закрыл покрепче кран.
Выполняют имитирующее
движение.
Мэри
- Посуды много, давайте ещё, поможем Федоре?
5.Беседа «Какая бывает посуда?»
Мэри
- Возвращайтесь на свои зонтики. Что мы сейчас делали?
1-й
ребенок мы сейчас мыли посуду
Мэри - А что стало с посудой?
2-
ребенок – Посуда стала чистая
Мэри –
да, посуда стала чистая, но она вся перепуталась. Что теперь нужно с ней
сделать?
1-й ребенок - посуду нужно сначала разобрать.
2-й ребенок - разобрать и расставить ее на
полки.
Мэри
– Да, мы ее разберем и поставим на волшебные подносы.
Мэри
– Но сначала, давайте с вами вспомним,
какая бывает посуда?
Мэри
– Посуда, из которой мы пьем чай - называется?
1-
й ребенок – Посуда, из которой мы пьем чай, называется - чайная
Мэри
- Назовите чайную посуду.
Дети – Чашка, блюдце, сахарница, молочник,
конфетница, сухарница.
Мэри
– Посуда, из которой мы едим, называется?
1 - ребенок
– Посуда, из которой мы едим, называется - столовая
Мэри - Назовите столовую посуду.
Дети - тарелка, чашка, супница, селёдочница, салатник, соусник.
Мэри
– Посуда, в которой мы готовим еду?
3-
ребенок – посуда, в которой мы готовим еду, называется – кухонная.
Мэри - Назовите кухонную посуду.
Дети - Кастрюля, сковородка, чайник, сотейник.
Мэри
- А теперь давайте подойдем к столу, на котором стоит посуда и расставим её?
6. Игра «Расставим
правильно посуду» (расставим правильно
посуду, используя соревновательные моменты)
Мэри - Нам нужно расставить посуду на 3
подноса.
1-
й ребенок - На первый поднос, расставим– чайную посуду.
2-
й ребенок - На второй поднос, расставим – столовую посуду.
3-й
ребенок - На третий поднос, расставим –
кухонную посуду.
Мэри
– ребята посмотрите, мы правильно расставили посуду?
Дети
– Да.
Мэри
– какие же вы, молодцы! И Федору мы
научим не только ухаживать за посудой, но и различать, какая посуда бывает.
Мэри
– А теперь, подойдите ко мне, вы устали? А чтобы набраться сил и поднять
настроение, давайте повторим громко и
четко чистоговорки, проговаривая каждый звук.
7. Повторим
чистоговорки
(развитие общих речевых навыков, развитие
фонематического слуха, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.)
УХНЕ – УХНЕ – УХНЕ - мы сидим на кухне
УДЫ – УДЫ – УДЫ – у Федоры много посуды
РЮЛЯ – РЮЛЯ – РЮЛЯ - новая кастрюля
РЕЛКА – РЕЛКА – РЕЛКА – глубокая тарелка
АШКИ – АШКИ – АШКИ – фарфоровые чашки
РЕЛКИ – РЕЛКИ – РЕЛКИ - круглые тарелки
ИЛКА – ИЛКА – ИЛКА – тоненькая вилка
ОЖКИ – ОЖКИ – ОЖКИ - маленькие ложки
ЫЛИ – ЫЛИ – ЫЛИ - мы посуду перемыли
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – чашки не разбили
АЕМ – АЕМ – АЕМ – Федоре помогаем
АЕМ – АЕМ – АЕМ – посуду расставляем
8.
Игра «Назови, какой?» (Совершенствовать грамматический строй речи: образование прилагательных от
существительных (из стекла – стеклянный, из фарфора – фарфоровая), работа
с относительными прилагательными.)
Мэри
– как у вас хорошо получается, какие вы молодцы! А теперь давайте подойдем к своим зонтикам и поиграем в игру «Назови, какой?»
Мэри (Берет в
руки мяч)
Мэри
- Я буду бросать мяч и называть предмет
и материал из чего он сделан, а вы будете говорить, какой это предмет? Готовы?
Мэри
- Стакан из стекла
1-й
ребенок - стеклянный стакан
Мэри
- Ложка из дерева
2
- ребенок – деревянная ложка
Мэри
- Нож из железа
3-
ребенок - железный нож
Мерри
- тарелка из фарфора
4
- ребенок - фарфоровая тарелка
Мэри
- ковш из пластмассы
5-ребенок
- пластмассовый ковш
Мэри
- Ребята, как вы думаете, мы помогли
Федоре?
1-
ребенок - Да, мы помогли Федоре.
2-
ребенок – мы посуду всю перемыли.
3
- ребенок – посуду мы расставили на подносы.
4
- ребенок – на первый поднос мы
поставили чайную посуду, на второй поднос мы поставили столовую, а на третий
поднос мы поставили кухонную посуду.
1-й
ребенок – еще мы рассказали Федоре, какие предметы посуду относятся к чайной,
столовой и кухонной.
Мэри – какие вы замечательные, как вы меня
радуете! И Федора, хочет вас отблагодарить (на экране Федора благодарит детей)
Мэри - Федора вас благодарит за работу и
угощает баранками.
Мэри - А
сейчас, закрывайте глазки, нам нужно вернуться в детский сад, громко говорим волшебные слова.
Дети
- «Кручу, верчу, в детский сад вернуться
хочу».
Мэри
– Ну, вот мы и в саду, открываем глазки.
9.Окончание
занятия
(оценка работы детей)
Мэри
– Посмотрите на меня и скажите, а где мы сегодня побывали?
1-й
ребенок – сегодня мы путешествовали по стране сказок.
2-й
ребенок – вспомнили сказку «Федорино горе»
3-й
ребенок – Федоре нужна была помощь, а мы
ей помогли.
4-й
ребенок - перемыли всю посуду и она вернулась к Федоре.
Мэри
- Что было больше всего сложного?
1-й
ребенок - правильно расставлять посуду
2-
ребенок – проговаривать четко чистоговорки.
Мэри
- А что вам больше всего понравилось в путешествии?
3-
й ребенок – понравилось играть в игру «Назови, правильно»
4
-й ребенок – расставили посуду, чтобы не
перепутать.
Мэри
– Ребята, вы справились со всеми трудностями, потому что вы смелые, добрые и ответственные. И всегда придете на
помощь!
Мэри
- И конечно, из своей страны сказок, я взяла
волшебную книгу, которую хочу вам подарить, вы отнесете к себе на
группу, покажете своим друзьям и расскажете и родителям, и бабушкам, и
дедушкам, где вы сегодня были и кому вы помогали. До свиданья, а мне, пора!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.10.2023
Дата обновления: 15.10.2023
Дата публикации: 24.11.2022
Комментарии0
Новый комментарий