«Использование дистанционных технологий в работе учителя – логопеда».
22.10.2020
«Использование дистанционных технологий в работе учителя – логопеда».
Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения просто стали недоступны.
Все
специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ, понимают,
что если не вести в системе коррекционную работу это приведет к распаду
сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для
многих категорий наших подопечных и детей с речевыми нарушениями, сведет наши
усилия на «нет». Данная ситуация привела
всех педагогов перейти на дистанционное обучение. Работа с детьми, с родителями
и педагогами продолжилась в том формате,
который предлагает нам условие карантина.
У
дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все
педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно
поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети
и родители, но и педагоги, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, большинству
из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.
За
период карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов
повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам
трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с
обучающимися. Имеются открытые электронные курсы, школа поддержки, ролики для
обучения не только детей и родителей, но и педагогов.
С переходом на дистанционное обучение мы еще
раз можем подтвердить, что родители наших воспитанников, это первые помощники
наши и своих детей.
Работа
в дистанционном режиме, это колоссальная работа, чтобы удержать внимание воспитанника и для решения
коррекционных задач, занятие должно быть интересное, яркое,
многофункциональное, сменяя разные виды деятельности.
Мы, учителя-логопеды, начинали работать в
дистанционном режиме с начала апреля, проводили консультирование с родителями,
занятия с детьми и давали рекомендации для педагогов ДОУ. Старались, чтобы в дистанционном режиме были
разные формы ярких презентаций на автоматизацию и дифференциацию звуков, презентаций
по лексическим темам, обучению грамоте, на
обогащения словаря, на развитие слоговой структуры слова, на развитие звукового
анализа и синтеза, на развитие грамматического строя речи. Артикуляционные
гимнастики на все группы звуков, игры на развития дыхания, фонематического
слуха и развития мелкой и общей моторики.
Учитывая,
что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо
быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная
работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на
занятиях (продолжительная болезнь), если ребенок находится на домашнем обучении
в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской
местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени
родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).
Дистанционная работа возможна в различных
формах
ü Онлайн
занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались
очно)
ü Готовые
занятия в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и
т.п.)
ü Онлайн
консультирование родителей и педагогов
ü Получение
онлайн консультации у других педагогов, в том числе, очень актуальная супервизия для молодых специалистов
ü Онлайн
вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции
педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями
развития
ü Трансляции
мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)
ü Онлайн
встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации
детей со сложностями развития
Наиболее
благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети
с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере
сформированы познавательные процессы и
учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься от 15 минут (в зависимости от возраста и
особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество
интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу
логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной
речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь
определенные трудности.
При
проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты»
работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь
яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен
быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К
работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия.
В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий
мультфильм или интерактивная игра.
При подготовке онлайн
занятия важно соблюсти следующие этапы:
1. Планирование
занятия в соответствии с индивидуальными особенностью ребенка.
2. Четкое
планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
3. Подбор
и подготовка игр и заданий
4. Информирование
родителей о наличии необходимых материалов (карандаши, бумага, тетради,) распечатках заданий.
5. Обговаривание
с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних
людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
6. Проведение
занятия
7. Домашнее
задание
8. Обратная
связь (обязательный этап рефлексии с родителем)
Нами
была создана группа в ватсапе, инстаграмм, родителям отправлялись ссылки на
разработанный материал в форме игр, презентаций, консультаций на сайте ДОУ, как
в группу, так и индивидуально, видеоролики «Логопедические игры во время
карантина».
Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное
обучение, имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго.
Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад
занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся
ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для
коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.
Слайд
1:
Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула
педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего
учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения просто недоступны.
Слайд
2:
Все
специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ, понимают,
что если не вести в системе коррекционную работу это приведет к распаду
сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для
многих категорий наших подопечных и детей с речевыми нарушениями, сведет наши
усилия на «нет». Данная ситуация привела
всех педагогов перейти на дистанционное обучение. Работа с детьми, с родителями
и педагогами продолжилась в том формате,
который предлагает нам условие карантина.
Слайд
3:
У
дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все
педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн.
Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не
только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и
педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в
дистанционном формате.
Слайд
4:
За период карантина в интернете
появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации,
обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные
знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Имеются открытые
электронные курсы, школа поддержки, ролики для обучения не только детей и
родителей, но и педагогов.
С переходом на дистанционное обучение мы еще
раз можем подтвердить, что родители наших воспитанников, это первые помощники
наши и своих детей.
Работа
в дистанционном режиме, это колоссальная работа, чтобы удержать внимание воспитанника, для решения
коррекционных задач, занятие должно быть интересное, яркое,
многофункциональное, меняя разные виды деятельности.
В нашем МБДОУ «ЦРР д\с №1» мы,
учителя-логопеды, начинали работать в дистанционном режиме, проводили
консультирование с родителями, занятия с детьми и рекомендации для педагогов
ДОУ. Работа в дистанционном режиме была в форме
ярких презентаций на автоматизацию и дифференциацию звуков, презентаций
по лексическим темам, на обогащения словаря, на развитие слоговой структуры
слова, на развитие звукового анализа и синтеза, на развитие грамматического
строя речи. Артикуляционные гимнастики, игры на развития дыхания,
фонематического слуха, на развития мелкой и общей моторики.
Учитывая,
что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо
быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная
работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на
занятиях (продолжительная болезнь), если ребенок находится на домашнем обучении
в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской
местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени
родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).
Дистанционная работа
возможна в различных формах
ü Онлайн
занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались
очно)
ü Готовые
уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и
т.п.)
ü Онлайн
консультирование родителей и педагогов
ü Получение
онлайн консультации у других педагогов, в том числе,очень актуальная супервизия для молодых специалистов
ü Онлайн
вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции
педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями
развития
ü Трансляции
мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)
ü Онлайн
встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации
детей со сложностями развития
Наиболее
благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети
с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере
сформированы познавательные процессы и
учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься от 15 до 30 минут ( в зависимости от возраста
и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует
множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить
работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем,
связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет
иметь определенные трудности.
При
проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты»
работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь
яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен
быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К
работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия.
В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий
мультфильм или интерактивная игра.
При
подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:
9. Планирование
занятия в соответствии с индивидуальными особенностью ребенка.
10. Четкое
планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
11. Подбор
и подготовка игр и заданий
12. Информирование
родителей о наличии необходимых материалов (карандаши, бумага, тетрадях),
распечатках заданий.
13. Обговаривание
с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних
людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
14. Проведение
занятия
15. Домашнее
задание
16. Обратная
связь (обязательный этап рефлексии с родителем)
Нами
была создана группа в ватсапе, инстаграмм, родителям отправлялись ссылки на
разработанный материал в форме игр, презентаций, консультаций на сайте ДОУ, как
в группу, так и индивидуально, видеоролики «Логопедические игры во время
карантина».
Подводя
итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение , имея
несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны
трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом
требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально
извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с
особенностями в развитии.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.10.2023
Дата обновления: 06.10.2023
Дата публикации: 22.10.2020
Комментарии0
Новый комментарий