«Использование дистанционных технологий в работе учителя – логопеда».

22.10.2020

«Использование дистанционных технологий в работе учителя – логопеда».

    

     Пандемия вирусной инфекции  (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения просто стали недоступны.

Все специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ, понимают, что если не вести в системе коррекционную работу это приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных и детей с речевыми нарушениями, сведет наши усилия на «нет».  Данная ситуация привела всех педагогов перейти на дистанционное обучение. Работа с детьми, с родителями и педагогами  продолжилась в том формате, который предлагает нам условие карантина.

У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, но и педагоги, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.

За период карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Имеются открытые электронные курсы, школа поддержки, ролики для обучения не только детей и родителей, но и педагогов.

 С переходом на дистанционное обучение мы еще раз можем подтвердить, что родители наших воспитанников, это первые помощники наши и своих детей.

Работа в дистанционном режиме, это колоссальная работа, чтобы  удержать внимание воспитанника и для решения коррекционных задач, занятие должно быть интересное, яркое, многофункциональное, сменяя разные виды деятельности.

 Мы, учителя-логопеды, начинали работать в дистанционном режиме с начала апреля, проводили консультирование с родителями, занятия с детьми и давали рекомендации для педагогов ДОУ.  Старались, чтобы в дистанционном режиме были разные формы ярких презентаций на автоматизацию и дифференциацию звуков, презентаций по лексическим темам, обучению грамоте,  на обогащения словаря, на развитие слоговой структуры слова, на развитие звукового анализа и синтеза, на развитие грамматического строя речи. Артикуляционные гимнастики на все группы звуков, игры на развития дыхания, фонематического слуха  и  развития мелкой и общей моторики.

Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

  Дистанционная работа возможна в различных формах

ü Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)

ü Готовые занятия в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)

ü Онлайн консультирование родителей и педагогов

ü Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе, очень актуальная  супервизия для молодых специалистов

ü Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития

ü Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)

ü Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития

Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и  учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься  от 15 минут (в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.

При проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.

 

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

1.       Планирование занятия в соответствии с индивидуальными особенностью ребенка.

2.       Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия

3.       Подбор и подготовка игр и заданий

4.   Информирование родителей о наличии необходимых материалов (карандаши, бумага, тетради,)   распечатках заданий.

5. Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)

6.       Проведение занятия

7.       Домашнее задание

8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

Нами была создана группа в ватсапе, инстаграмм, родителям отправлялись ссылки на разработанный материал в форме игр, презентаций, консультаций на сайте ДОУ, как в группу, так и индивидуально, видеоролики «Логопедические игры во время карантина».

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение, имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.


                             

Слайд 1:

Пандемия вирусной инфекции  (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения просто  недоступны.

Слайд 2:

Все специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ, понимают, что если не вести в системе коррекционную работу это приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных и детей с речевыми нарушениями, сведет наши усилия на «нет».  Данная ситуация привела всех педагогов перейти на дистанционное обучение. Работа с детьми, с родителями и педагогами  продолжилась в том формате, который предлагает нам условие карантина.

Слайд 3:

У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате. Хочу такой сайт

Слайд 4:

За период карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Имеются открытые электронные курсы, школа поддержки, ролики для обучения не только детей и родителей, но и педагогов.

 С переходом на дистанционное обучение мы еще раз можем подтвердить, что родители наших воспитанников, это первые помощники наши и своих детей.

Работа в дистанционном режиме, это колоссальная работа, чтобы  удержать внимание воспитанника, для решения коррекционных задач, занятие должно быть интересное, яркое, многофункциональное, меняя разные виды деятельности.

 

 В нашем МБДОУ «ЦРР д\с №1» мы, учителя-логопеды, начинали работать в дистанционном режиме, проводили консультирование с родителями, занятия с детьми и рекомендации для педагогов ДОУ.  Работа в дистанционном режиме  была в форме  ярких презентаций на автоматизацию и дифференциацию звуков, презентаций по лексическим темам, на обогащения словаря, на развитие слоговой структуры слова, на развитие звукового анализа и синтеза, на развитие грамматического строя речи. Артикуляционные гимнастики, игры на развития дыхания, фонематического слуха, на развития мелкой и общей моторики.

Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

Дистанционная работа возможна в различных формах

ü Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)

ü Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)

ü Онлайн консультирование родителей и педагогов

ü Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе,очень актуальная  супервизия для молодых специалистов

ü Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития

ü Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)

ü Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития

Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и  учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься  от 15 до 30 минут ( в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.

При проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.

 

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

9.       Планирование занятия в соответствии с индивидуальными особенностью ребенка.

10.  Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия

11.  Подбор и подготовка игр и заданий

12.  Информирование родителей о наличии необходимых материалов (карандаши, бумага, тетрадях), распечатках заданий.

13.  Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)

14.  Проведение занятия

15.  Домашнее задание

16.  Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

Нами была создана группа в ватсапе, инстаграмм, родителям отправлялись ссылки на разработанный материал в форме игр, презентаций, консультаций на сайте ДОУ, как в группу, так и индивидуально, видеоролики «Логопедические игры во время карантина».

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение , имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.10.2023

Дата обновления: 06.10.2023

Дата публикации: 22.10.2020

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».