Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте.
02.02.2024
«Как обучают детей звуковому
анализу слов»
Обучения детей грамоте
в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим
методом. Это означает, что детей знакомят
сначала со звуками а потом с
буквами.
При обучении, как письму, так и чтению,
исходным процессом является звуковой
анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и
последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том,
что ребенок воспринимает слово
глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть
последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный. "
Прочитать слово — значит по сочетанию
отдельных букв, отражающих порядок звуков
в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное,
"живое" слово.
Дети
с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их
восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в
разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности
определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и
предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать
гласные и согласные звуки,
звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.
Уважаемые
родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2.
Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и
согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом
воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.
к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы
Гласных
букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные,
которые обозначают два звука :
Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме
красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Глухой звук образуется
без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении
звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть
уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л,
М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч,
Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда
твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда
мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах
синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания.
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый
называет звук, а ребенок
поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова
слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –
зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
Игра «Сколько звуков в слове
спряталось?»
-
Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
-
Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
-
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим
квадратиком).
-
Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
-
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным
квадратиком).
-
Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким
квадратиком на схеме обозначим звук
[Т]? (Синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что
получилось? (КОТ).
-
Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
Какой
буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
Какой
буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
-
Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно,
чтобы ребенок усвоил, что такое звук
речи, мог дифференцировать звуки,
делить слова на звуки и слоги.
Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы
являются графическим символом звуков.
Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат
побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук : пэ, рэ. В результате
получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в
правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности
в обучении детей чтению.
В
методике обучения чтению
в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям : п, б, к….
Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы
ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в
школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг
заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных
палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.
- Обвести букву по точкам,
заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители, очень точно
следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте
задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и
семьи должны быть едины!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.01.2024
Дата обновления: 31.01.2024
Дата публикации: 02.02.2024
Комментарии0
Новый комментарий