Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов».

19.03.2024

Задачи:

Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных).

Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, тонкой моторики, координации речи с движением, вкусовой и тактильной чувствительности.

Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества,

самостоятельности, активности, инициативности.

Уточнение и актуализация словаря: животное, рыба, океан, море, река, озеро, пруд, кит, акула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба, скумбрия, ставрида, сом, щука, окунь, судак, чешуя, плавник, хвост; обитать, плавать, нападать, охотиться, добывать; подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумрудный.Артикуляционная гимнастика

Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов». 


   Артикуляционная гимнастика.

1.Упражнения на развитие дыхания и голоса:

«Буря в море». Воздух набирать носом, щек не надувать. На  одном выдохе  дуть на «море». Отметить, у кого буря продлиться дольше.

«Звуковая волна». Дети проговаривают звук П – П – П – П – П то повышая, то понижая голос.

         2.Мимические упражнения:

Показать обложку книги «Сказка о рыбаке и рыбке». Закинул старик невод в море, вытащил с тиной морской, огорчился. Еще раз закинул невод, опять не поймалась рыбка, рассердился. В третий раз забросил в море невод, поймалась золотая рыбка. Обрадовался старик, но жалко ему стало золотую рыбку, отпустил ее в море.

         3.Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц «Рыба без воды».

           Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.

         4.Упражнение для щек и губ

         «Прополощите рот морской водой». Набирать воздух то за левую, то за правую щеки, то за верхние, то за нижние губы.  Набирать  в рот воздух, вытянуть губы вперед, делать ими вращательные движения.

         5.Упражнения для языка:

         В море живет рыба игла тоненькая, длинная. Носик у нее острый, как иголка, но уколоть никого не может – мягкий.

         «Рыба-игла». Губы в улыбке, рот открыт, язычок – иголочка не прикасается к нижней и верхней губам, не уклоняется в сторону – 3 раза по 6 сек.

Эти рыбы пловцы некудышные. На голове есть присоски. Присосется прилипала к акуле и путешествует.

«Рыба – прилипала». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка—ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы—в улыбке. В таком положении—до 10 сек.

«Акула» — показать зубы, оскалиться.

 «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.

«Рыбки разговаривают» — дети смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

 

  Речевые игры, проводимые учителем-логопедом в режимных моментах,

совместной игровой деятельности

по лексическая теме: «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов». 

«Найди рыбке дом»

Цель: развивать навыки классификации рыб по месту обитания, закрепить обобщающие слова в классификации рыб.

Ход игры: дети распределяют картинки рыб в соответствии с местом их обитания и обозначают словами классификацию рыб: «Пресноводные» («речные»), «морские», «аквариумные».

«Четвертый лишний»

Цель: закрепить названия рыб, место их обитания, способ питания, развивать навыки классификации и объединения по одному признаку различных рыб.

Ход игры: детям предлагаются ряд рыб из 4 картинок, и дети определяют лишнюю рыбу, обосновывают ответ предложением с союзом «потому что». Объединяются рыбы по месту обитания (морские, речные и аквариумные), способу питания (хищники, растительноядные), размеру рыбы (крупные, мелкие), глубине обитания (живущие у дна – сом, щука, обитающие по всей глубине водоема) и т.д.

«Назови ласково»Хочу такой сайт

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательным суффиксом.

Ход игры: детям предлагается выбрать картинку и найти возможные варианты ласкового названия попавшийся им рыбы. Например, «сом» - сомик, «карась» - карасик и т.п.

«Мой, моя»

Цель: учить детей согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

Ход игры:

детям предлагается прибавить к названию рыбы местоимение «мой» или «моя». Например, «моя акула», «мой сом».

детям предлагается поднять карточки, с названием рыбы, к которой говорят «моя», а затем, к которой можно сказать «мой».

«Угадай по описанию»

Цель: закреплять внешний вид различных рыб, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры:

детям называется признак и предлагается поднять карточки тем, у кого рыба соответствует этому признаку. Например, «тело без чешуи – сом, акула», «острый плавник на спине – окунь ,ёрш» и т.д. А также детям предлагается послушать описание рыбы и угудать о какой именно идет речь.

«Слова-родственники»

Цель: образование родственных слов.

- Как мы назовем маленькую рыбу? РЫБКА. - Назовите рыбу ласково? РЫБОЧКА. - Назовем большую рыбу? РЫБИНА. - Как называется суп из рыбы? РЫБНЫЙ. - А жир из рыбы какой? РЫБИЙ. - Как называют человека, который ловит рыбу? РЫБАК, РЫБОЛОВ, РЫБАЧКА.

- Куда ранним утром пошел рыбачек? НА РЫБАЛКУ.

- Как называют поселок в котором живут рыбаки? РЫБАЦКИЙ.

- Что делает на рыбалке рыболов? РЫБАЧИТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.03.2024

Дата обновления: 19.03.2024

Дата публикации: 19.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».