Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов».
19.03.2024
Задачи:
• Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных).
• Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, тонкой моторики, координации речи с движением, вкусовой и тактильной чувствительности.
• Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества,
самостоятельности, активности, инициативности.
Уточнение и актуализация словаря: животное, рыба, океан, море, река, озеро, пруд, кит, акула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба, скумбрия, ставрида, сом, щука, окунь, судак, чешуя, плавник, хвост; обитать, плавать, нападать, охотиться, добывать; подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумрудный.Артикуляционная гимнастика
Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов».
Артикуляционная гимнастика.
1.Упражнения на развитие дыхания и голоса:
«Буря в море». Воздух набирать носом,
щек не надувать. На одном выдохе дуть на «море». Отметить, у кого
буря продлиться дольше.
«Звуковая волна». Дети проговаривают
звук П – П – П – П – П то повышая, то понижая голос.
2.Мимические упражнения:
Показать обложку книги «Сказка о рыбаке и рыбке».
Закинул старик невод в море, вытащил с тиной морской, огорчился. Еще
раз закинул невод, опять не поймалась рыбка, рассердился. В
третий раз забросил в море невод, поймалась золотая рыбка. Обрадовался старик,
но жалко ему стало золотую рыбку, отпустил ее в море.
3.Упражнение для
жевательно-артикуляционных мышц «Рыба без воды».
Медленно
опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за
нижними зубами. Медленно закрыть рот.
4.Упражнение для щек и губ
«Прополощите рот морской водой».
Набирать воздух то за левую, то за правую щеки, то за верхние, то за нижние
губы. Набирать в рот воздух, вытянуть губы вперед, делать ими
вращательные движения.
5.Упражнения для языка:
В
море живет рыба игла тоненькая, длинная. Носик у нее острый, как иголка, но
уколоть никого не может – мягкий.
«Рыба-игла». Губы
в улыбке, рот открыт, язычок – иголочка не прикасается к нижней и верхней
губам, не уклоняется в сторону – 3 раза по 6 сек.
Эти рыбы пловцы некудышные. На голове есть
присоски. Присосется прилипала к акуле и путешествует.
«Рыба – прилипала». Улыбнуться,
открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная
связка—ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы—в улыбке. В таком
положении—до 10 сек.
«Акула» — показать зубы,
оскалиться.
«Рыбка» — вытянуть сомкнутые
губы вперед. Продержать 10 секунд.
«Рыбки разговаривают» —
дети смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и
вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
Речевые игры, проводимые учителем-логопедом
в режимных моментах,
совместной
игровой деятельности
по лексическая теме: «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов».
«Найди рыбке дом»
Цель: развивать навыки классификации рыб по месту обитания, закрепить
обобщающие слова в классификации рыб.
Ход игры: дети распределяют картинки рыб в соответствии с местом их обитания и
обозначают словами классификацию рыб: «Пресноводные» («речные»), «морские»,
«аквариумные».
«Четвертый лишний»
Цель: закрепить названия рыб, место их обитания, способ питания, развивать
навыки классификации и объединения по одному признаку различных рыб.
Ход игры: детям предлагаются ряд рыб из 4 картинок, и дети определяют лишнюю
рыбу, обосновывают ответ предложением с союзом «потому что». Объединяются рыбы
по месту обитания (морские, речные и аквариумные), способу питания (хищники,
растительноядные), размеру рыбы (крупные, мелкие), глубине обитания (живущие у
дна – сом, щука, обитающие по всей глубине водоема) и т.д.
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательным
суффиксом.
Ход игры: детям предлагается выбрать картинку и найти возможные варианты
ласкового названия попавшийся им рыбы. Например, «сом» - сомик, «карась» -
карасик и т.п.
«Мой, моя»
Цель: учить детей согласовывать существительные с местоимениями в роде и
числе.
Ход игры:
детям
предлагается прибавить к названию рыбы местоимение «мой» или «моя». Например,
«моя акула», «мой сом».
детям
предлагается поднять карточки, с названием рыбы, к которой говорят «моя», а
затем, к которой можно сказать «мой».
«Угадай по описанию»
Цель: закреплять внешний вид различных рыб, развивать внимание и
наблюдательность.
Ход игры:
детям
называется признак и предлагается поднять карточки тем, у кого рыба
соответствует этому признаку. Например, «тело без чешуи – сом, акула», «острый
плавник на спине – окунь ,ёрш» и т.д. А также детям предлагается послушать
описание рыбы и угудать о какой именно идет речь.
«Слова-родственники»
Цель: образование родственных слов.
- Как мы назовем
маленькую рыбу? РЫБКА. - Назовите рыбу ласково? РЫБОЧКА. - Назовем большую
рыбу? РЫБИНА. - Как называется суп из рыбы? РЫБНЫЙ. - А жир из рыбы какой?
РЫБИЙ. - Как называют человека, который ловит рыбу? РЫБАК, РЫБОЛОВ, РЫБАЧКА.
- Куда ранним утром
пошел рыбачек? НА РЫБАЛКУ.
- Как называют поселок
в котором живут рыбаки? РЫБАЦКИЙ.
- Что делает на
рыбалке рыболов? РЫБАЧИТ
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.03.2024
Дата обновления: 19.03.2024
Дата публикации: 19.03.2024