Особенности проведения экскурсий у детей с ТНР

15.03.2024


Экскурсия-один из видов занятий по ознакомлению детей с природой и трудовой деятельностью людей. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей.

Преимущество экскурсий-занятий в том, что, дети здесь имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Ведь познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на органы чувств.

Для проведения экскурсии воспитатель должен хорошо знать особенности наблюдаемого объекта, составить четкий план экскурсии, определить ее основную цель. Для того, чтобы экскурсия имела развивающий эффект, воспитателю необходимо не только правильно спланировать собственную деятельность, но и детально продумать применительно к разным детям объем и последовательность выполнения различных заданий.

Детям должно быть понятно, с какой целью они идут на экскурсию. Недостаточно сказать дошкольникам, что на экскурсии они посмотрят, например, как изменилась природа с наступлением весны.Надо поставить перед детьми конкретную задачу, что они будут наблюдать.

Речь педагога, да и родителя, играет огромную роль, так как без помощи взрослого сам ребенок не увидит того главного, что характерно для данного объекта или явления. При этом важно развивать умение видеть и выделять части, элементы, признаки наблюдаемого объекта, замечать изменения, происходящие с отдельными объектами и явлениями. Следовательно, планируя экскурсию, необходимо не только выбрать объект для наблюдений, составить план проведения наблюдения, но и заранее наметить вопросы беседы, сопровождающей наблюдения детей, определить, как провести обобщение того, что дети узнали в ходе наблюдений. 

Готовясь к проведению экскурсии, воспитатель должен наметить работу по обогащению и активизации словаря детей. Во время экскурсии необходимо акцентировать внимание ребят на новых для них словах, ставить вопросы так, чтобы отвечая, дети употребляли новые слова или знакомые слова в новом для них значении. Уточняя высказывания детей, воспитатель должен следить за использованием разнообразных определений, обозначающих признаки предметов или явлений, а также за правильностью грамматического оформления речи детей.

В процессе экскурсии важно так организовать рассматривание объекта или явления, чтобы у каждого ребенка эта деятельность вызывала интерес и стимулировала познавательную активность. В связи с этим, воспитателю необходимо хорошо продумывать организацию практической деятельности детей на экскурсии. От содержания конкретных заданий зависит не только уровень приобретаемых детьми знаний, но и развитие их внимания и мышления. Например, задание собрать опавшие листья дети обычно выполняют без интереса. В то же время задание найти среди опавших листьев самые большие и самые маленькие листья и сложить, чередуя их по величине (большой - маленький) будет оказывать на ребенка развивающее влияние, так как заставляет его думать, рассуждать, приходить к определенным выводам. Таким практическим работам дошкольников должно отводиться значительное время во время экскурсии.

 При ознакомлении детей с изучаемым предметом следует предусмотреть следующую последовательность: узнавание предмета при сравнении его с образцом, представленным в виде натурального объекта или в виде картинки; узнавание по словесному описанию и, наконец, составление рассказа-описания изучаемого предмета.При сравнении двух или более объектов важно научить детей проводить анализ, соотнося признаки одного предмета с аналогичными признаками другого предмета. В результате анализа объекта дети должны быть в состоянии ответить на вопросы типа «Есть ли у этих предметов похожие части? Какие? Чем они похожи? Чем они отличаются? Какие части более всего отличаются?»

При проведении занятия по узнаванию и описанию изучаемых предметов в природе детям с ЗПР даются конкретные задания, например, найти в соответствии с образцом (например, листом дуба) по 4-5 листьев разной величины или разной окраски, подобрать листья одного дерева разной величины, сложить их стопкой от самого маленького до самого большого или сложить их в букет, причем в середине разместить самые крупные листья, а вокруг остальные по убывающей величине, сделать гирлянду с чередованием листьев по величине.

Дальнейшая работа должна способствовать самостоятельному выделению детьми опознавательных признаков изучаемого предмета и озвучиванию их. Хочу такой сайт

Такие занятия, помимо фронтальной беседы воспитателя с детьми, должны включать в себя коллективное и индивидуальное составление устных рассказов по плану, данному воспитателю, по опорным словам, по картинке и др., что позволяет закрепить знания, полученные в процессе экскурсий, на новом, более высоком уровне развития познавательной деятельности детей. Особое место на таком занятии занимают рассказы детей о самостоятельных наблюдениях.

Для того чтобы развивать познавательную и речевую деятельность детей с ЗПР, необходимо предъявлять постоянно возрастающие требования к их умению наблюдать, увеличивая долю самостоятельности в ведении наблюдений, повышая требования к доказательности и обоснованности ответов. Большие возможности для такой работы предоставляют систематические долгосрочные наблюдения за природными явлениями.

Можно при этом включать и проблемные задания, требующие от детей поиска самостоятельных решений. Так, воспитатель предлагает детям провести наблюдения за воробьями в течение определенного промежутка времени и ответить на вопрос, можно ли по внешнему виду и поведению этих птиц узнать, холодно или тепло на улице. Дети должны самостоятельно решить, в какие дни им вести наблюдения, и ответить на заданный воспитателем вопрос. Для обсуждения явлений, самостоятельно наблюдаемых детьми, чрезвычайно полезно ввести постоянный раздел занятия «Кто видел, тот знает, как это бывает».


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.03.2024

Дата обновления: 21.03.2024

Дата публикации: 15.03.2024

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».