Лексическая тема: «Космос»

10.04.2024

Артикуляционная гимнастика

Лексическая тема: «Космос» Буква Ъ

 

1.Упражнения на дыхание

·       «Полёт на Луну» - на выдохе звук «а», медленно поднимая левую руку

вверх, достигая Луны, медленно опустить.

·       «Полёт на Солнце» - на выдохе звук «о» громче и длиннее. Достигаем

Солнца и возвращаемся.

·       «Полёт к инопланетянам» - на выдохе звук «и» нарастает по высоте и громкости.

2.Мимические упражнения

 Космонавты обрадовались, когда приземлились на Марс. Видят к ракете

идут  непонятные существа, удивились: неужели это марсиане?      Марсиане

сначала были   сердиты на незваных гостей.      Космонавты успокоили

жителей  планеты Марс, улыбнулись им.

3.Упражнения для щек и губ

Марсиане  приветствуют «Землян».

Рот закрыт, губы соединены. На счет «раз»-поднять верхнюю губу вверх, как можно сильнее обнажить верхние зубы. На счет «два»-вернуться в исходное положение. На счет «три» - с силой оттянуть нижнюю губу вниз, обнажить нижние зубы. На счет «4» - в исходное  положение.  Повтор. 4 раза.

4.Упражнения для языка

·       «Часики»- губы в улыбке, рот открыт. Язык – стрелка часов -  движется то к левому уголку рта, то к правому, подбородок неподвижен. Под счет до 10.

·       Марсиане подарили космонавтам подзорную трубу, чтобы с земли наблюдать за звездами.

·       «Трубочка»-рот открыт, язык сворачивается в «трубочку». Повторить 3 раза по 5 сек.

·       А сейчас полетим в космос на ракете.

·       Проверяем исправность двигателя –губы в улыбке, рот открыт, сначала поцокать язычком, затем—язычок «болбочет»: бл-бл-бл-бл.

·       Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива –пошлепать

широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка.

·       Проверяем двигатель повторно –рот открыт, язычок стучит верхними

зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д, нижняя челюсть неподвижна.

·       Ор-ор-ор  – завели мотор!

·       «Моторчик»-губы в улыбке, рот открыт, пальчиком вибрировать язычок, произнося звук Д-Д-Д за верхними зубами.

 

 Речевые игры, проводимые учителем-логопедом в режимных моментах,

совместной игровой деятельности

по лексической теме: «Космос» Буква Ъ


 

1.     Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

 Например:

далёкий — близкий тесный — ...

большой — ... улетать — ...

высокий — ... взлетать — ...

известный — ... включать — ...

тёмный — ... подниматься — ...

яркий — ...

2.     Игра «Сосчитай-ка»

Цель:  развивать  грамматический строй  речи   (согласование существительных с числительными).

Например:

Один   большой   метеорит,   два   больших   метеорита,...,   пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Одна опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

3.     Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход   игры.  Взрослый предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с , комета, неба, хвостатая.

4.     Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно-пространственные представления.

Игра «Портрет пришельца»

Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!Хочу такой сайт

Ещё вариант: возьмём лист бумаги и поставим на нём несколько клякс. Теперь возьмём трубочку и раздуем кляксы в разные стороны. Дорисуйте элементы. Посмотрите, у кого кто получился.

5.     Игра «Космические пазлы».

    Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?

6.     Игра «Что лишнее и почему?»

Солнце, Луна, лампа.

Звезда, планета, ракета.

Прилуниться, припозднится, приземлиться.

7.     Игра «Собери предложение.»

Луна, это, Земля, спутник.        

Луна, Земля, меньше.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.        

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

 

 

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

 

8.     Игра «Скажи наоборот».

Далеко- близко.

Высоко – низко.

Улететь - …

Взлететь - …

Темно - …

Ярко - …

Тесно - …

Где какой?

На Земле – земной.

На Луне - … лунный

На солнце - … солнечный.

9.     Игра «Один – много» Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: космонавт — космонавты — космонавтов и т.д.

10.  Игра «Сосчитай».  Согласование числительных с существительными.

Цель: формировать грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные с числительными. Выработка правильного речевого дыхания.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

1 вариант: дети сидят кружком (если их двое, трое и т.д.),

 2 вариант: ребёнок сидит напротив родителя. Родитель придумывает космическое слово, например, ракета и кидает мяч ребёнку.

В 1-м варианте игры: первый ребёнок говорит:  - Одна ракета,  

второй  ребёнок        - две ракеты.        

третий  ребёнок        - три ракеты и т.д..

Во 2-м варианте игры: 

Логопед кидает мяч ребёнку, называя слово, (ракета одна, а две?…) ребёнок ловит мяч, а затем передаёт, откидывая мяч логопеду , называя: …две ракеты. Снова логопед: три?… Ребёнок: …ракеты, Логопед: пять?.. Ребёнок: … ракет. И т.п.

Слова: ракета, космонавт, звезда, планета, (млечный) путь, скафандр, любое название планеты Луна, Меркурий, Марс, Венера, Солнце и т.д.)

11.  Игра «Ракета и космонавт». Правильное употребление предлогов: на, в, из, под, с.

Для этой игры можете нарисовать или, если есть возможность, распечатать картинки ракеты, звезды, космонавта, привязанного к ракете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.04.2024

Дата обновления: 11.04.2024

Дата публикации: 10.04.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».