Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе
15.10.2024
Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе
Значение артикуляционной гимнастики трудно переоценить, потому что она занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.
При произношении того или иного звука, каждый артикуляционный орган, который участвует в речевом процессе, занимает определенное положение. В нашей повседневной речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, т.е. чтобы речь была внятной и понятной, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Добиться этого можно только при развитых мышцах этих органов, их достаточной подвижности и способности перестраиваться.
Ребенок с младенческого возраста проделывает большое количество артикуляционно-мимических движений губами, языком и челюстью, сопровождая их лепетом, бормотанием и другими диффузными звуками. По сути они выполняют роль гимнастики в естественных жизненных условиях.
По мере взросления, развитие мышц органов артикуляционного аппарата происходит постепенно. В логопедическом процессе артикуляционная гимнастика является своеобразной базой, на основании которой строится дальнейшая работа. Иными словами, если у ребенка не развиты органы артикуляционного аппарата, он не понимает, какое положение должны занимать язык, губы и челюсть при произношении того или иного звука, то и дальнейшее логопедическое воздействие не даст никакого результата.
Особенности артикуляционной гимнастики
Цель артикуляционной гимнастики в логопедической работе заключается в выработке полноценных движений и положений артикуляционных органов, а также в умении объединять простые движения в сложные, которые необходимы для правильного процесса звукопроизношения.
Упражнения проводятся каждый день примерно по 3-5 минут. Все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением. Это нужно для того, чтобы логопед мог контролировать качество этих движений, а ребенок могу ощущать и запоминать все свои действия.
Сначала все занятия проводятся перед зеркалом, потому что на этом этапе очень важен зрительный самоконтроль. Количество повторений того или иного упражнения индивидуальна. На начальном этапе можно ограничиться двумя повторениями, постепенно доводя это количество до 10.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:
- укрепить мышцы и органов артикуляционного аппарата, а также улучшить их подвижность;
- научить ребенка удерживать необходимую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряженность органов артикуляционного аппарата;
- подготовить дошкольника к правильному звукопроизношению.
- Упражнения для артикуляционной гимнастики
Чтобы правильно подобрать упражнения, необходимо знать, какие именно движения характерны для различных артикуляционных органов.
Язык – это самый подвижный речевой орган. Он состоит из корня и спинки, состоящей из задней, средней и передней части. В зависимости от того, какая именно часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на заднеязычные (к, г, х), среднеязычный (й) и переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц).
Уровень подвижности губ также играет большую роль в произношении звуков. Губы могут округляться (когда мы произносим «о»), вытягиваться в трубочку (звук «у»), выдвигаться вперед и т.д. При произношении определенных звуков (б, п, м) губы смыкаются между собой, а при произношении звуков в и ф, между губами образуется небольшая щель.
Нижняя челюсть может опускаться или подниматься, что очень важно при произношении гласных звуков.
Мягкое нёбо также может подниматься или опускаться. Когда оно опущено, то выдыхаемая нами воздушная струя проходит через носовую полость, в результате чего образуются такие звуки, как м, м’, н, н’. Если оно поднято, то проход в полость носа закрыт, поэтому воздушная струя идет только через рот.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.10.2024
Дата обновления: 22.11.2024
Дата публикации: 15.10.2024
Комментарии0
Новый комментарий