Игры и упражнения для автоматизации звука [Ш]
25.08.2024
УПРАЖНЕНИЯ
И ИГРЫ
НА ЗВУК "Ш"
1.
КНОПОЧКИ.
Ребенок проговаривает
слог (слово) с
автоматизируемым звуком, нажимая
пальчиком на «кнопочку»
(нарисованный кружок, рыбка,
цветок и т.д.).
Сколько кнопочек -
столько повторов.
2.
МЕТРОНОМ.
Ребенок проговаривает
слоговые ряды, слова,
словосочетания под заданный
логопедом ритм метронома.
3.
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ.
Ребенок проговаривает
речевой материал пока
не «стечет» песочек
в часах.
4.
КОЛОКОЛЬЧИК.
Ребенок проговаривает речевой
материал с отрабатываемым звуком.
Логопед оценивает правильное
произношение звоном колокольчика.
5.
ШАРИК.
Во время
произнесения слов дети
перекатывают (передают из
рук в руки)
мячик, шарик.
6.
ВОЛШЕБНАЯ
ВЕРЕВОЧКА.
Ребенок наматывает
веревочку (ленточку) на
пальчик, проговаривая предложения,
чистоговорки.
7.
ЛАБИРИНТ.
По нарисованному
лабиринту (дорожке) ребенок
проводит пальчиком, проговаривая
слоги, слова, предложения,
чистоговорки.
8.
ЗАБОРЧИК.
Дети рисуют
горизонтальные палочки с
одновременным произнесением слогов,
слов.
9.
ДОРОЖКА.
Дети рисуют
или выкладывают вертикальные
и горизонтальные палочки
с одновременным произнесением
двух заданных слов.
10.
СУ-ДЖОК.
Ребенок прокатывает
ребристое колечко по
пальчику, отрабатывая речевой
материал.
11.
УЗОРЫ.
Ребенок рисует
(выкладывает) чередующиеся фигурки
с одновременным произнесением
слов. Каждая фигурка
обозначает слово.
12.
ПИРАМИДКА.
Ребенок нанизывает
колечки на стержень
пирамидки, проговаривая слоговые
ряды, слова.
13.
КУБИК С ЦИФРАМИ.
Ребенок бросает
кубик. Выпавшая цифра
укажет, сколько раз
повторить слог, слово,
предложение.
14.
БУСЫ.
Ребенок перебирает
крупные бусины, нанизанные
на леску, проговаривая
речевой материал.
15.
СЧЕТЫ.
Ребенок произносит
слово столько раз,
сколько колесиков отложено
на счетах, либо
произносит речевой материал
с одновременным движением
колесика.
16.
УЛИТОЧКА.
Ребенок проговаривает
(пропевает) изолированный звуки,
слоги, проводя пальцем
по спирали −
домику улиточки.
17.
ТИХО - ГРОМКО.
Ребенок «проходит»
дорожку из больших
и маленьких геометрических фигур,
проговаривая заданные слоги,
слова. На большой
фигуре говорит громко,
на маленько - тихо.
18.
ПЕСЕНКА.
Ребенок поет
знакомую песенку, используя
вместо слов слоги
с отрабатываемым звуком.
19.
ПОЕЗД.
Логопед составляет
поезд из картинок,
уложенных лицом вниз. Ребенок
переворачивает картинки, выясняя,
кто едет на
поезде или что
везет поезд, и
называет предметы.
20.
ВЕСЕЛАЯ
ДОРОЖКА.
Логопед выкладывает
перед ребенком дорожку
из картинок, либо
ребенок выкладывает е
сам. По этой
дорожке едет машина
или идет какой-то
персонаж, а ребенок
по ходу движения
называет каждую картинку.
21.
ЧТО ВЕЗЕТ МАШИНА?
(ЧТО НЕСЕМ В
КАРЗИНЕ?)
В кузове
машины или в
корзине лежат картинки.
Ребенок, поочередно вынимая
картинки, должен отчетливо
их назвать. Если
картинка названа неправильно
или нечетко, она
вновь кладется в
кузов (в корзину).
22.
ВОЛШЕБНАЯ
ШКАТУЛКА.
В шкатулке
лежат картинки. Ребенок,
не глядя, берет
картинку и называет
ее лишь после
того, как она
оказалась в руке.
23.
ВОЛШЕБНЫЙ
ВОЛЧЕК.
Логопед раскладывает
картинки вокруг волчка,
который можно сделать
из кружка со
стрелкой, проткнутого спичкой.
Ребенок вертит Волчек
и называет ту
картинку, на которую
указывает стрелка.
24.
ЛЕСЕНКА - ЧЕДЕСЕНКА.
Ребенок или
логопед раскладывает на
ступеньках картинки или
в виде лесенки
раскладывает картинки на
столе. Поднимаясь по
ступенькам, он называет
каждую картинку. Если
слово произносится неправильно,
то ребенок спускается
на одну ступеньку
вниз. Можно ввести
элемент соревнования между
двумя детьми (у
каждого своя лесенка).
25.
ПОЛЕ ЧЕДЕС.
Перед ребенком
разложены картинки. По
командам логопеда (вперед,
направо, влево, вниз…)
ребенок начинает движение.
В том месте,
где он остановился,
нужно назвать картинку.
26.
МАШИНА.
(Упражнение на
общее расслабление). Дети
проговаривают стишок и
выполняют движения по
тексту.
Мчатся бешено
машины -
По шоссе
шуршат их шины.
В
конце дальнего пути
Это шина
шепчет шине:
«Я уж
больше не спешу».
27.
ШОФЕР.
(Игра на
развитие общей моторики).
Логопед объясняет, что,
вращая руками воображаемый руль,
очень интересно быстро
мчаться по условным
дорожкам, поворачивая то
вправо, то влево.
Хорошо, если «шофер»
сумеет правильно реагировать
на зеленый, красный,
желтый свет (цветные
кружки) или на
повороты влево – вправо.
28.
МАШИНА.
(Упражнение на развитие
мелкой моторики).
Шла по
улице машина,
Шла машина
без бензина,
Шла машина
без шофера,
Без сигнала
светофора,
Шла, сама
куда не зная,
Шла машина
заводная.
Дети делают
попеременные движения правой
и левой руками.
Кисть правой руки
лежит на столе.
Поочередно отрывают пальцы
от стола, не
отрывая всей ладони,
а затем опускают
пальцы на стол.
29.
БУДЬ
ВНИМАТЕЛЕН.
Логопед катит
по столу игрушечную
машинку и проговаривает
звук «Ш» правильно
и неправильно. Ребенок
должен хлопнуть в
ладоши, когда услышит
неправильный звук.
30.
ХЛОПНИ В ЛАДОШКИ.
Выделение звука
«Ш» в ряду
слов. Ребенок хлопает
в ладоши, когда
слышит звук «Ш».
31.
ПРИДУМАЙ!
Ребенку необходимо
составить предложение со
словом «машина», «шапка»
и т.д. или
из нескольких слов.
32.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дети сидят
на стульчиках, и, взяв
в руки руль,
медленно вращают его,
приговаривая:
Завели машину:
Ш – ш ! Ш – ш! Ш – ш!
Накачали шину: Ш – ш !
Ш – ш! Ш – ш!
Улыбнулись веселей
и поехали скорей.
33.
ЧТО ИЗ ГЛИНЫ МЫ СЛЕПИЛИ?
Ребенок поочередно
сгибает пальчики, начиная
с мизинца, и
проговаривает:
Дружно глину
мы месили,
А из
глины мы слепили:
Тарелку -
Маше,
Кружку - Саше,
Блюдце -
Наташе,
А еще
и плошку
Для нашей
кошки.
После этого
ребенок сушит воображаемую
посуду ветерком - дует
при помощи звука
«ш».
34.
КАША.
Ребенок проговаривает
стишок, показывая движения
пальчиками:
Девочка наша
варила кашу.
Кашу варила,
малышей кормила:
Пашу, Мишу,
Дашу, Алешу и
Наташу.
35.
ДИОЛОГИЧЕСКАЯ
СКОРОГОВОРКА.
Дети говорят
свои слова:
Мышонку шепчет
мышь:
«Ты все
шуршишь, не спишь!»
Мышонок шепчет
мыши:
«Шуршать я
буду тише».
36.
ИГРА С МЯЧЕМ.
Логопед кидает
мяч ребенку и
одновременно произносит слог,
слово, ребенок должен
повторить слог или
слово и одновременно
кинуть мяч логопеду.
37.
ШАРИК.
Логопед вместе
с ребенком имитирует
руками надувание и
сдувание воздушного шарика
и произносит длительно
звук «Ш».
38.
НАСОС.
Ребенок имитирует
движения накачивания шины
насосом и прерывисто
произносит звук «Ш».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.10.2024
Дата обновления: 16.10.2024
Дата публикации: 25.08.2024
Комментарии0
Новый комментарий