Лексическая тема «Посуда. Продукты питания»
31.01.2025
Лексическая тема «Посуда.
Продукты питания»
Задачи:
·
Формирование понятия посуда (на уровне импрессивной речи).
·
Пополнение пассивного словаря словосочетанием такой же.
·
Совершенствование грамматического строя речи (единственное и множественное число
имен существительных)
·
Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее
содержание.
·
Расширение
объема понимания чужой речи.
·
Введение в активный словарь детей прилагательных большая,
синяя.
·
Расширение словаря имен существительных по теме: «Продукты питания».
·
Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов буду пить, буду есть.
·
Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематического слуха,
координации речи с движениями.
·
Воспитание положительного отношения к организованной
образовательной деятельности, активности, усидчивости.
Артикуляционная гимнастика по теме.
1. Мимические упражнения
Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую
посуду, неудовольствие — много грязной посуды.
Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в
сказке К. Чуковского.
Чудесные превращения.
Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой;
разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.
2. Упражнения для мышц шеи
Посмотрите, что в кастрюле?
Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повернуть голову
вправо, влево с произнесением звуков а, э.
3.Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить
медленные и быстрые движения челюстями.
4. Упражнения для щек и губ
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Самовар. Надувать обе щеки
одновременно.
5. Упражнения для языка
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.
Чья «чашечка» глубже?
Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
Чашка и блюдце на столе.
Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
Острый ножик и глубокий ковшик.
Чередовать артикуляционные
позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника.
Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Пирожок.
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу.
Поднять и свернуть язык в «трубочку».
6. Развитие речевого дыхания и голоса
Пьем коктейль через трубочку.
(Вдох.) Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)
Дуем на горячий чай.
Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Пыхтящий чайник.
Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»
7. Психогимнастика. Пластические этюды
Имитация действий
Варим суп.
Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете
воду в кастрюлю. Зажигаете горелку разовой плиты и ставите кастрюлю на
конфорку. Чистите и режете? овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете
суп ложкой, черпаете суп поварешкой.
Показать, как надо осторожно
нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете
горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.
Речевые игры по теме.
Цель: образовывать имена
существительные; употреблять в речи имена существительные в творительном и
родительном падежах.
Оборудование: иллюстрация с
изображением маленького гномика и карточки с разными предметами посуды.
Ход: Педагог показывает детям
изображение гномика. Рассказывает, что их так зовут, потому что они маленькие и
низкие. Объясняет, что гномики — маленькие человечки, поэтому все их вещи тоже
маленькие. Предлагает детям назвать предметы посуды, которыми пользуются
гномики.
Чашка —... (чашечка). Чайник —... (чайничек). Ложка
— ... (ложечка). Блюдце —... (блюдечко).
Тарелка —... (тарелочка). Кастрюля —...
(кастрюлечка). Сковорода —... (сковородочка).
Поварешка —... (поварешечка). Нож —... (ножичек).
Масленка —... (масленочка). Солонка —... (солоночка). Салфетка —...
(салфеточка).
2.
«Такие разные ручки»
Цель: познакомить с
многозначным словом «ручка»; употреблять в речи наречия «длинный», «короткий»,
понимать сравнительную степень наречий (длиннее, короче); употреблять в речи
имена существительные мужского и женского рода в родительном падеже.
Оборудование: посуда — игрушечная
или настоящая (сковорода, кастрюля, чашка, ложка), бытовые предметы (зонтик,
сумка).
Ход: Педагог предлагает
детям назвать предметы посуды. Предлагает определить и назвать размер каждой
ручки (длинная ручка у сковороды, короткая ручка у чайной ложечки), сравнить
величину путем наложения одной ручки на другую. Говорит: «Какая ручка длиннее,
а какая короче? Какие ручки есть у вас дома на разных вещах? (ручка у сумки,
ручка у зонтика, ручка на двери...) У каких предметов есть ручка?».
3. Игра «Мой, моя, мои»
Цель: согласовывать
существительные с личными местоимениями
Оборудование: игрушечная посуда (по
2 одинаковых предмета).
Ход: Педагог ставит перед
детьми и перед собой предметы посуды (например, две чашки и два чайника и
т.д.). Предлагает каждому ребенку по очереди взять себе один чайник и одну
чашку. Педагог забирает себе оставшиеся: «Это мой чайник. Это моя чашка. А у
вас?». Дети по очереди отвечают (мои ложки, тарелки, вилки… моё блюдце…
моя чашка, тарелка и т.д.)
4.
Игра «Хорошо — плохо»
Цель: подбирать к
определенным поступкам подходящие наречия «хорошо», «плохо».
Оборудование: не требуется.
Ход: Педагог предлагает
детям поиграть в игру «хорошо — плохо». Просит внимательно прослушать
предложение, подумать и сказать, хорошо или плохо поступил ребенок.
Лексический материал
Помог маме вымыть посуду —... (хорошо).
Разбил чашку —... (плохо).
Помог бабушке заварить чай —... (хорошо).
Подарил папе новую чашку —... (хорошо).
Сжег сковородку —... (плохо).
Сходил в магазин —... (хорошо).
Вытер посуду —... (хорошо).
Отбил носик у чайника —... (плохо).
Починил чайник —... (хорошо).
Вы можете продолжить игру, придумав новые ситуации.
5.
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог с детьми
встаёт в круг и предлагает поиграть в мяч. Называет какую-нибудь посуду и
бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет ее ласково и возвращает мяч
взрослому (чашка – чашечка, ложка – ложечка, вилка – вилочка, тарелка – тарелочка,
блюдце – блюдечко, кастрюля – кастрюлька, сковорода – сковородочка, стакан –
стаканчик, кружка - кружечка, бидон – бидончик, чайник – чайничек).
6.
«Скромник и хвастун»
Цель: образовывать
множественное число имен существительных в родительном падеже
Оборудование: предметные картинки с
изображением посуды
Ход. Педагог делит детей
на две команды «скромников» и «хвастунов», раздаёт каждому игроку по картинке.
Команда «Скромников» говорит, что «у меня одна чашка», а команда «Хвастунов»,
отвечает «а у меня много чашек» и т.д.. Далее команды меняются ролями.
У меня одна чашка, а у меня много чашек;
У меня один стакан, а у меня много стаканов;
У меня одна вилка, а у меня много вилок;
У меня одна ложка, а у меня много ложек;
У меня одна тарелка, а у меня много тарелок;
У меня одна кастрюля, а у меня много кастрюль;
У меня одна сковородка, а у меня много сковородок;
У меня один чайник, а у меня много чайников.
7.
«Какая посуда?»
Цель: образовывать
прилагательные от существительных, развивать тактильные ощущения
Оборудование: посуда из разного
материала
Ход: Педагог предлагает
детям угадать посуду с закрытыми глазами, пощупать её и определить из какого
материала она сделана. Например: кастрюля из металла (какая?) -..металлическая;
сковорода из чугуна – чугунная, стакан из стекла -..стеклянный, чашка из фарфора
– фарфоровая, конфетница из хрусталя -..хрустальная, кувшин из глины
-…глиняный, ложка из дерева – деревянная, пиала из керамики -..керамическая,
стаканчик из пластика -..пластиковый, тарелка из пластмассы – пластмассовая,
посуда для кухни – кухонная, посуда для чая – чайная, посуда для столовой –
столовая.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.01.2025
Дата обновления: 20.02.2025
Дата публикации: 31.01.2025