«Виммельбух как средство развития речи дошкольников»

10.12.2022

 

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной  речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи, умения правильно строить предложения.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Все  названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но чтобы достигнуть высоких результатов,  я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

 Сегодня очень популярны так называемые виммельбухи - книги для

разглядывания. Предлагаю вам познакомиться с вариантом  использования таких книг для развития речи дошкольников.

Для начала выясним, что же такое виммельбух?

Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш.

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от  5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.).

      Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.

      Предлагаю вам несколько советов по организации работы с  виммельбухом для развития речи дошкольников:

ü находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;

ü искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;

ü составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;

ü сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;

ü закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами.

 

На какой возраст рассчитаны?

Ребенок  практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых маленьких, и для детей среднего школьного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше он начнет понимать. Но даже дети до 3 лет наверняка заинтересуются виммельбухами. Малыши любят разглядывать машинки, технику, предметы быта, животных, а это всегда в изобилии присутствует на страницах виммельбухов. Не все малыши сразу проявляют интерес к подобному роду книг. Но если при первом знакомстве ребенок не заинтересовался, не стоит спешить с выводами. Периодически нужно пробовать ещё, возможно, ребенок «дорастет».

 

Практическая часть – МАСТЕР-КЛАСС

Цель :

Познакомить педагогов с некоторыми приёмами работы по развитию речи дошкольников с использованием виммельбухов.

Материалы:

Копия первого разворота книги-виммельбуха «Увлекательные истории в картинках из жизни маленького городка Мирославля» на каждый стол (4 шт.).

Ход практической части:

- Я предлагаю вам познакомиться с новой необычной книгой. А точнее – с одной из её страниц. 

— Какое время года здесь  изображено? (Зима)

 — Как вы догадались, что это зима? (Всё покрыто снегом. На деревьях нет листьев. Люди тепло одеты и т.д.)

— Скажите, как называется здание, которое находится в центре? (Дом)

— Почему вы так решили? (Потому что там расположены комнаты – кухня, спальня, гостиная, есть лестницы и балконы.)Хочу такой сайт

-  Чем занимаются люди в доме? (Делают уборку, наряжают ёлку и т.д.)

— Чем занимаются дети на улице? (Они играют, мальчик гуляет   собакой…)

— А чем заняты  взрослые? (Общаются с другими людьми, идут гулять с детьми, ожидают транспорт на остановке ….)

- Каких животных вы заметили? (Кошка, собака, лошадь, белки...)

- Какие птицы здесь изображены? (Голуби, вороны, дятел, сороки, синицы, снегири)

- Найдите и сосчитайте транспорт на этой странице.

- Что ещё интересного вы здесь увидели?

Спасибо за ответы.

А теперь с помощью опорной таблицы давайте попробуем придумать интересную историю по этой странице. 

Педагогам предлагается придумать рассказ по опорной таблице (даётся 1-2 минуты), затем предоставляется слово представителю каждой группы. В результате должен получиться связный рассказ.

Всем остальным родителям я предлагаю подумать, какие задачи может решить педагог в ходе выполнения подобных заданий с детьми.

(Обсуждение, дать слово 2-3 человекам).

Цели работы с детьми:

- обогащение словаря (прилагательных и глагольного),

- развитие лексико-грамматического строя речи,

- развитие связной речи.

Большое спасибо за активное участие.

Рефлексия

А сейчас пришло время подвести итоги нашей работы.

У каждого из участников имеются красные и синие камушки. Если вы считаете, что материал, представленный на мастер-классе оказался интересным, полезным и Вам захотелось использовать его в работе по развитию связной речи дошкольников, то положите в шкатулку красный камушек, а если  нет - то синий.

Виммельбухи развивают связную речь, учат составлять рассказы, вести диалоги. Таким образом, виммельбухи  являются гениальной находкой и для педагогов, и для  родителей. Желаю вам много интересных моментов и удивительных открытий в очень нужной и важной работе по развитию речи у детей.

Благодарю за внимание!

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.12.2022

Дата обновления: 13.12.2022

Дата публикации: 10.12.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».