Практикум для родителей: Биоэнергопластика - инновационная здоровосберегающая технология в работе учителя логопеда с детьми с ОВЗ.

25.01.2023

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В. А. Сухомлинский

Что же такое – Биоэнергопластика?

Биоэнергопластика– это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

В коррекционной работе учителя – логопеда (плавные движения кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата дает более высокий результат,  чем если делать это по отдельности.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Для четкой артикуляции, а соответственно и правильного произношения всех групп звуков, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, тв.и мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы.

Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук. Рука ребенка подключается только после освоения им артикуляционного движения: сначала ребенок использует ведущую руку, затем отрабатывает движения второй рукой и только потом двумя руками одновременно.

После того как ребенок научится выполнять упражнения правильно и словесная инструкция взрослого уже будет не нужна, упражнения можно выполнять под веселые стихотворения, интересные сказки  для поддержания эмоциональной окрашенности действий.

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Бычок», «Лягушка», счёт, музыка, стихи, сказки.

Биоэнергопластика:

- ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

- развивает координацию движений, мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.

– помогает перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

- развиваются такие психические процессы как память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление.

- синхронизируется работа полушарий головного мозга.

-  способствует развитию пространственной ориентировки и координации движений.

Коррекционная работа над проведением артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов.

Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

На первом этапе проводиться обследование детей, которое включает в себя обследование звукопроизношения, строения и подвижности органов артикуляции, проводится общеизвестными, традиционными методами. Данные заношу в речевую карту. В соответствии с данными подбираю комплекс артикуляционных упражнений. На втором этапе работы детей знакомство со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняем сидя перед зеркалом. На третьем этапе происходит разучивание с ребенком артикуляционных упражнений без использования движений рук. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом, вместе с ребенком. Данный процесс педагог должен сопровождать движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. В течение четвертого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Показываем упражнение и сопровождаем его движениями руки. Ребенок повторяет и использует свою ведущую руку. Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 4—6. Короткие стихотворные строки. Этот прием помогает выполнять гимнастику в нормальном темпе и удерживать его. На пятом этапе выполнение артикуляционных упражнений происходит с сопровождением движений другой руки ребенка и длится 2 недели.Так как дети полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой. Артикуляционная гимнастика выполняется также сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом упражнения и использует другую руку.

Педагог следит за точным и плавным выполнением движений. На шестом этапе выполнение артикуляционной гимнастики подкрепляется движениями обеих рук ребенка. Упражнения выполняются в том же положении. Ребенок повторяет за педагогом

упражнения и использует обе руки. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений. На заключительном этапе педагог рассказывает сказки о Язычке или придуманных героях.

Каждый ребенок неповторим и своеобразен, состояние артикуляционной и пальцевой моторики, протекание мыслительных процессов у каждого индивидуально. Качество и продолжительность периодов освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому педагог может самостоятельно подбирать    упражнения,    а       также      сокращать       или         продлевать этапы   в    соответствии   с   особенностями   ребенка.

Рекомендации по работе с бионергопластикой:

1.Подбирать комплекс артикуляционной гимнастики, который будет включать в себя как статические, так и динамические упражнения.

2.Соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно переходя к выполнению сложных движений.

3.На начальном этапе артикуляционную гимнастику выполнять в медленном темпе, сидя перед зеркалом.

4.Повторять каждое упражнение от 4 до 7 раз.

5.Использовать счет от 1 до 10 или стихотворные строки. Это помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.

6.Гимнастику разучивать постепенно, по мере освоения первого комплекса добавлять более сложные упражнения других комплексов.

7.При выполнении артикуляционной гимнастки с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

А для примеров некоторых артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики  продемонстрирую следующие упражнения.

«Язычок гулять выходит»

Язычок гулять выходит, (показ языка и 2 пальчика вперед)

Домик он кругом обходит. (облизывание губ и круговые движения пальчиков)

Кто же тут и кто же там?

Он глядит по сторонам.(часики и пальцы в разные стороны).

Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь,

которая движется под счет влево – вправо)

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

(пальчики расставлены в стороны, как лучики

солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются

и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,

на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)

Упражнение «Слонёнок»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаюХочу такой сайт

И на место возвращаю.

(ладонь собрана в щепоть, большой палец

прижат к среднему.)

Упражнение «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами

соединяем дуг с другом)

Упражнение «Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

(пальцы прижаты друг к другу,

имитируя положение «чашечки»)

Упражнение «Лошадка»

Я- весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

(Рука в горизонтальном положении (лежит

на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами

согнута. Под счёт поочерёдно касаются

стола кончики пальцев и запястье.).

Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки.

 

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Артикуляционные упражнения вам уже прописаны, нужно придумать к ним пальчиковые движения.

Сказка «Ленивый котёнок»

 Жил-был ленивый котенок. Все вре­мя он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».).

Отшлепала его как-то ба­бушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.). То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.).

Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забо­ром был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петуш­ку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чисти­ли зубы. («Почистили зубки».). Котик ис­правил часы. (Язык вправо-влево.). Пету­шок смолол зерно на мельнице. (Круго­вые движения языком.). Потом они пош­ли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.).

Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелка­нье языком.) Зайчик все это увидел, ре­шил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д!).

Сказка «Три поросёнка»

Жили-были три поросенка. Говорить они не умели — только визжали.

Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)

Обходил вокруг дома. (Круговые дви­жения языка.)

Белил потолки. («Маляр».)

Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)

А его глупые братья сдували одуван­чики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)

В это время Волк решил испугать ма­леньких поросят — сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше заго­нит мяч» ?«Фокус» — щеки не раздувать.)

Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)

А Волк решил забраться в их домик через трубу — и свалился в котел. («Ча­шечка».)

Зашипел кипяток в котле, обжег Вол­ка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)

Применять на практике данный метод может как специалист, так и  заинтересованный воспитатель, родитель.  Бионергопластика – здоровосберегающая технология, объединяющая в себе, как элементы игры, так и целенаправленное логопедическое воздействие.

Литература:

1.Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.

2.Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. 

3.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.

4.Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко.- М.: Аркти, 1999.

5.Бушлякова Р. Г. «Артикуляционная гимнастика с    биоэнергопластикой» Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2011.

6.Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации  по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Пожиленко. – СПб. : КАРО, 2007. – 90 с.

 

 



 

 

 

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.10.2023

Дата обновления: 05.10.2023

Дата публикации: 25.01.2023

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».