25.01.2023
Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка!
В. А. Сухомлинский
Что
же такое – Биоэнергопластика?
Биоэнергопластика–
это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
В
коррекционной работе учителя – логопеда (плавные движения кистей рук) с
движениями органов артикуляционного аппарата дает более высокий результат, чем если делать это по отдельности.
Применение
артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению
интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает
эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой
моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания,
мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка
максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной
пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно
с движениями языка или губ.
Для
четкой артикуляции, а соответственно и правильного произношения всех групп
звуков, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, тв.и
мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе:
жевательных, глотательных, мимических.
В
момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком
положении находятся язык, нижняя челюсть и губы.
Вначале
с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук. Рука ребенка
подключается только после освоения им артикуляционного движения: сначала
ребенок использует ведущую руку, затем отрабатывает движения второй рукой и
только потом двумя руками одновременно.
После
того как ребенок научится выполнять упражнения правильно и словесная инструкция
взрослого уже будет не нужна, упражнения можно выполнять под веселые
стихотворения, интересные сказки для
поддержания эмоциональной окрашенности действий.
С
целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются
игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Бычок», «Лягушка»,
счёт, музыка, стихи, сказки.
Биоэнергопластика:
- ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
-
развивает координацию движений, мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной
моторики. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время
занятий, усиливает их результативность.
–
помогает перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так
как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
-
развиваются такие психические процессы как память, внимание, зрительное и
слуховое восприятие, мышление.
-
синхронизируется работа полушарий головного мозга.
- способствует развитию пространственной
ориентировки и координации движений.
Коррекционная работа над проведением
артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов.
Продолжительность
каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей
ребенка.
На первом этапе проводиться обследование детей, которое включает в себя обследование звукопроизношения, строения и подвижности органов артикуляции, проводится общеизвестными, традиционными методами. Данные заношу в речевую карту. В соответствии с данными подбираю комплекс артикуляционных упражнений. На втором этапе работы детей знакомство со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняем сидя перед зеркалом. На третьем этапе происходит разучивание с ребенком артикуляционных упражнений без использования движений рук. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом, вместе с ребенком. Данный процесс педагог должен сопровождать движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. В течение четвертого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Показываем упражнение и сопровождаем его движениями руки. Ребенок повторяет и использует свою ведущую руку. Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 4—6. Короткие стихотворные строки. Этот прием помогает выполнять гимнастику в нормальном темпе и удерживать его. На пятом этапе выполнение артикуляционных упражнений происходит с сопровождением движений другой руки ребенка и длится 2 недели.Так как дети полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой. Артикуляционная гимнастика выполняется также сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом упражнения и использует другую руку.
Педагог
следит за точным и плавным выполнением движений. На шестом этапе выполнение артикуляционной
гимнастики подкрепляется движениями обеих рук ребенка. Упражнения выполняются в
том же положении. Ребенок повторяет за педагогом
упражнения
и использует обе руки. Необходимо добиваться правильного и синхронного
выполнения движений. На заключительном этапе педагог рассказывает сказки о Язычке
или придуманных героях.
Каждый
ребенок неповторим и своеобразен, состояние артикуляционной и пальцевой
моторики, протекание мыслительных процессов у каждого индивидуально. Качество и
продолжительность периодов освоения артикуляционной гимнастики с
биоэнергопластикой будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому
педагог может самостоятельно подбирать
упражнения, а также сокращать или продлевать этапы в
соответствии с особенностями ребенка.
Рекомендации
по работе с бионергопластикой:
1.Подбирать
комплекс артикуляционной гимнастики, который будет включать в себя как
статические, так и динамические упражнения.
2.Соблюдать
последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно переходя
к выполнению сложных движений.
3.На
начальном этапе артикуляционную гимнастику выполнять в медленном темпе, сидя
перед зеркалом.
4.Повторять
каждое упражнение от 4 до 7 раз.
5.Использовать
счет от 1 до 10 или стихотворные строки. Это помогает развивать и
совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения
упражнений.
6.Гимнастику
разучивать постепенно, по мере освоения первого комплекса добавлять более
сложные упражнения других комплексов.
7.При
выполнении артикуляционной гимнастки с биоэнергопластикой необходимо следить за
синхронностью движений губ, языка и кистей рук.
А
для примеров некоторых артикуляционных упражнений с
использованием биоэнергопластики
продемонстрирую следующие упражнения.
«Язычок
гулять выходит»
Язычок
гулять выходит, (показ языка и 2 пальчика вперед)
Домик
он кругом обходит. (облизывание губ и круговые движения пальчиков)
Кто
же тут и кто же там?
Он
глядит по сторонам.(часики и пальцы в разные стороны).
Упражнение
«Часики»
Тик-так,
тик-так,
Язычок
качался так,
Словно
маятник часов.
Ты в
часы играть готов?
(сжатая
и опущенная вниз ладонь,
которая
движется под счет влево – вправо)
Упражнение «Качели»
Сели
дети на качели
И
взлетели выше ели,
Даже
солнышка коснулись,
А
потом назад вернулись.
(движения
ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)
Упражнение «Лягушка»
Подражаем
мы лягушкам:
Тянем
губы прямо к ушкам.
Вы
сейчас тяните губки-
Я
увижу ваши зубки.
Мы
потянем-перестанем
И
нисколько не устанем.
(пальчики
расставлены в стороны, как лучики
солнышка.
Под счет 1 –пальчики расправляются
и
удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,
на
счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)
Упражнение «Слонёнок»
Я
водичку набираю
И
ребяток поливаю!
Буду
подражать слону!
Губы
«хоботом» тяну.
И на
место возвращаю.
(ладонь
собрана в щепоть, большой палец
прижат
к среднему.)
Упражнение «Блинчики»
Испекли
блинов немножко,
Остудили
на окошке.
Есть
их будем со сметаной,
Пригласим
к обеду маму.
(ладони
с сомкнутыми пальцами
соединяем
дуг с другом)
Упражнение «Чашечка»
Вкусных
мы блинов поели,
Выпить
чаю захотели.
Язычок
мы к носу тянем,
Чашку
с чаем представляем.
(пальцы
прижаты друг к другу,
имитируя
положение «чашечки»)
Упражнение «Лошадка»
Я-
весёлая лошадка,
Тёмная,
как шоколадка.
Язычком
пощёлкай громко,
Стук
копыт услышишь звонкий.
(Рука
в горизонтальном положении (лежит
на
столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами
согнута.
Под счёт поочерёдно касаются
стола
кончики пальцев и запястье.).
Но
одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы
заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки.
Предлагаемые сказки придуманы для
отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный
уклад различных звуков. Артикуляционные упражнения вам уже прописаны, нужно
придумать к ним пальчиковые движения.
Сказка
«Ленивый котёнок»
Жил-был
ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».).
Отшлепала
его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и
ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.).
То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.).
Вдруг
увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками.
(«Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог
петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили
зубы. («Почистили зубки».). Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.). Петушок
смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.). Потом они пошли
кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.).
Хитрая
лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.)
Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан.
(Д-д-д-д!).
Сказка
«Три поросёнка»
Жили-были
три поросенка. Говорить они не умели — только визжали.
Каждое
утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)
Обходил
вокруг дома. (Круговые движения языка.)
Белил
потолки. («Маляр».)
Строил
мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)
А
его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной,
непрерывной воздушной струи.)
В
это время Волк решил испугать маленьких поросят — сдуть их домики из соломы и
прутиков. («Кто дальше загонит мяч» ?«Фокус» — щеки не раздувать.)
Поросята
испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
А
Волк решил забраться в их домик через трубу — и свалился в котел. («Чашечка».)
Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)
Применять
на практике данный метод может как специалист, так и заинтересованный воспитатель, родитель. Бионергопластика – здоровосберегающая
технология, объединяющая в себе, как элементы игры, так и целенаправленное
логопедическое воздействие.
Литература:
1.Буденная,
Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В.
Будённая.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.
2.Сиротюк,
А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. - М.:
ТЦ Сфера, 2001.
3.Ястребова
А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и
культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.:
Аркти, 2001.
4.Ястребова,
А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу Система упражнений, формирующих
речемыслительную деятельность и культуру устной речи
детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко.- М.:
Аркти, 1999.
5.Бушлякова
Р. Г. «Артикуляционная гимнастика с
биоэнергопластикой» Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2011.
6.Пожиленко,
Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у
детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Пожиленко. – СПб. : КАРО, 2007. – 90
с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.10.2023
Дата обновления: 05.10.2023
Дата публикации: 25.01.2023
Комментарии0
Новый комментарий