21.09.2022
Речевое дыхание
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая
и ненапряженная артикуляция.
Родители должны знать, что обычное жизненное дыхание существенно
отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох
осуществляется через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед
небольшим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова.
Речевое дыхание во многом управляемый процесс. Количество
выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Если
говорящий обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он, «посылая
звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок.
Установлено, что наиболее правильным, удобным в речи является
диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии
диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние
отделы грудной клетки, а также плечи практически не подвижными. При речи вдох
делается и носом, и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может
вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только
через рот, так быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы
невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать
детей всегда делать вдох ртом, через, немного приоткрытые губы (легкая
улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной
струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является
естественным началом свободной речи.
Правильное дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем- на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.
«Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.
«Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования: выполнять упражнения каждый день по 3 - 6 раз, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; заниматься до еды в свободной, не стесняющей движения одежде; дозировать количество и темп проведения упражнений; вдыхать воздух через нос, выдыхать - через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно; в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек. Использую игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания. «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 - 5 медленно выдохнуть.
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз. Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.
Также детям можно предложить полезные игры: "Воздушный футбол" Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.
"Бабочки" Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить
ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали. Я ветер Сделать из бумаги
вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась.
Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него,
чтобы он плыл и.т.д. - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 -
3 сек.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.10.2023
Дата обновления: 06.10.2023
Дата публикации: 21.09.2022
Комментарии0
Новый комментарий