Семинар - практикум для родителей "Игротека от логопеда"
15.12.2022
Предлагаем Вашему
вниманию познавательные и увлекательные задания. Эти задания для тех взрослых,
которые хотят, чтобы их дети говорили правильно, чтобы они успешно учились в
школе, не испытывая при этом трудностей.
В нашей игротеке подобраны игры и
задания на развитие правильного звукопроизношения, мелкой моторики пальцев рук,
на развитие фонематического слуха.
Игры и задания, позволяющие развивать грамматической
строй речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, к речи,
расширить знания и кругозор, что, несомненно, послужит хорошей базой для
успешного обучения в школе. Параллельно с развитием речи у ребенка тренируется
память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и
фантазировать. Если у ребёнка что-то не получается, не ругайте его, помогите
ему справиться с заданием, вернитесь к сложному упражнению позднее. Помните,
что хорошие результаты достигаются путём долгой и упорной работы.
Для того, чтобы звук
автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то
есть отдельно от других звуков.
«Лесенка» Игрушка
поднимается по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится
отрабатываемый звук.
«Звуковые
дорожки» Проводим
пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.
Использование звукоподражаний.
Спеть «песенку водички» с-с-с. «Накачать насос» с-с-с.
Позвенеть, как «комар» з-з-з. комарик зь-зь-зь.
Пошипеть, как змея ш-ш-ш.
Пожужжать, как жук ж-ж-ж.
Порычать, как тигр р-р-р. Тигрёнок рь-рь-рь.
Погудеть, как самолёт л-л-л.
Игры и игровые
приёмы, применяемые при автоматизации звука в слогах.
«Часы» ребенок
проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.
«Бусы» нанизывая
бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.
«Пирамидка» нанизывая
колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог.
«Звенящие баночки»
Каждый слог
обозначается своим цветом. Ребёнок берёт кружочек и называет слог
соответствующий его цвету, после этого опускает в баночку. Когда все слоги
будут названы, баночки превращаются в "звенящие"
«Жучок летит к
лепесткам»
Жучок подлетает к
каждому лепестку, ребёнок называет слог.
«Кнопочки» проговаривая
слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на кнопочки. Сколько кнопочек, столько раз нужно повторить слог.
«Повтори столько раз,
сколько… » Логопед
хлопнет в ладоши, стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложено палочек или
косточек на счетах.
“Игра на пианино”, когда,
имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:
ра-ра-ра-ра-ра.
Игры и игровые
приёмы, применяемые при автоматизации звука в словах.
Игра «Собери
картинку».
Ребёнок
составляет разрезную картинку и называет словом тот предмет, который изображён
на собранной картинке.
Игра «Дорожки».
До картинки добегаем и слово называем.
Игра «Найди дорожку
для звука»
Пройти по дорожке (картинкам) на которых изображён
предмет, содержащий автоматизируемый звук.
Игра «Вертушка».
Картинки, на которых изображён предмет, содержащий
автоматизируемый звук раскладываются по кругу. Ребёнок запускает вертушку. Пока
вертушка крутится, ребёнок произносит изолированный автоматизируемый звук.
Вертушка останавливается, показывает стрелочкой на картинку. Ребёнок называет
предмет, изображённый на картинке.
Игра «Ромашка».
Собрать лепестки ромашки к её сердцевине. Назвать
картинку, изображённую на лепестке.
Игра «Поезд».
К паровозу прикрепить вагоны с картинками- предметами,
содержащими автоматизируемый звук. Проговорить слова.
Игра «Рыболов».
Удочка с магнитом. Рыбки с металлической скрепкой,
которыми прикрепляются картинки с автоматизируемым звуком. Ребёнок вылавливает
«рыбку» - называет предмет, изображённый на картинке.
«Сухой бассейн».
Коробка с перловой крупой. В крупу зарыты мелкие
игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает
игрушку из бассейна и называет её.
«Отгадай загадку -
назови отгадку».
Отгадывание загадок в словах-ответах, которых есть автоматизируемый
звук.
Игра «Звуковые часы».
Назвать картинки-слова, которые показывает стрелка.
Игра «День-ночь»
Выкладываются 6-8 картинок с автоматизируемым звуком.
Ребёнок называет картинки. Наступает «ночь» - ребёнок закрывает глаза. Во время
«ночи» убирается какая-нибудь картинка или добавляется новая или картинки
меняются местами. Наступает «день» - ребёнок открывает глаза. Он должен
назвать, что изменилось?
Игра «Назвать слова
по сюжетной картинке».
Ребёнок должен назвать слова по сюжетной картинке.
Игра «Придумай слова
со звуком»
Придумать как можно больше слов с автоматизируемым
звуком.
Игра «Спаси звук».
Приходит звукоед, который “похищает” звук из слова, а
ребёнок должен спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно:
гла. а – глаЗа, к.от – кРот.
Игры и игровые
приёмы, применяемые при автоматизации звука во фразах и предложениях.
«Договаривание
предложения по картинкам».
«Предложения
Незнайки».
Незнайка всё время ошибается – в его предложениях
слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка., или
слова стоят не на своём месте: Кошка съела мышку. У шубки красивая Маша.
Ребёнок помогает Незнайке исправить ошибки, объясняя, что они сделали:
“подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку.
Игра «Придумай
предложение».
Задача игры – придумать предложение, в котором будет
как можно больше слов с Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра
играет. Добавляем в него другие слова с Р. Радостный Юра играет в барабан.
Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам
красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные
помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором.
Игра
«Наоборот»
Игры
на обогащение словарного запаса
Цель: – упражнение в подборе
антонимов
Ход:
Нам
с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру
«Наоборот».
Скажу я слово
«высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу
я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово
«потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово
«потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я
слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я
скажу – ну, отвечай, … («конец»).
Рифмы
К игре нужно подготовить две стопки парных картинок. Названия картинок
первой стопки рифмуются с названиями картинок второй стопки. Первая
стопка лежит в центре стола рисунками вниз. Остальные картинки к парным
рифмующимся словам разложены рисунками вверх по всему столу. Игроки поочередно
берут из стопки по одной картинке, называют ее и подбирают рифмусреди
названий картинок, лежащих на столе. Если пара не найдена, картинка
возвращается в низ стопки. Если же игроку удается подобрать парную картинку,
иллюстрирующую рифмующееся слово, он забирает себе обе эти картинки.
Затем в игру вступает следующий участник. Побеждает тот, кто наберет наибольшее
количество картинок.
Некоторые варианты пар картинок (одна из которых кладется в первую
стопку, а другая — во вторую): трава - дрова, ведро -
метро, ворона - корона, шар - пар, петрушка - ватрушка, кружка - ракушка,
рот - крот, нора - гора, игра - дыра, град - виноград, вор - топор, кормушка -
Петрушка, комар - самовар, светофор - помидор и т. д.
Классическое лото
Перед началом игры
каждому из игроков логопед дает задание собрать либо 6 овощей, либо 6
зверей, либо 6 птиц и т. п. Для удобства игрокам можно раздать листы бумаги
или картона с шестью пустыми клеточками, на которые в ходе игры они будут
накладывать свои картинки. Логопед перетасовывает картинки и, показывая их
по одной, спрашивает, например: «Кому рысь?»
В ответах детей обязательно должно звучать ключевое слово, например:
«Мне — рысь».
Побеждает игрок, первым собравший 6 картинок заданной тематической
группы. По окончании игры логопед собирает все картинки и предлагает детям
вспомнить, каких зверей, птиц, какие овощи, посуду или одежду они собрали.
Подготовить к игре
картинки
Звери: рысь,
крот, тигр, зебра, носорог, кенгуру.
Птицы: ворона, сорока, воробей, грач, дрозд, страус.
Овощи: помидор, огурцы, горох, морковь, картошка, петрушка.
Одежда: рубашка, куртка, фартук, сарафан, шарф, рукавица.
Посуда: кружка, сковорода, самовар, ведро, мясорубка, терка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.10.2023
Дата обновления: 06.10.2023
Дата публикации: 15.12.2022
Комментарии0
Новый комментарий