Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада"
04.07.2024
Здравствуйте, уважаемые родители, в первую очередь хочется
поздравить вас с началом первого года пребывания вашего ребенка в детском саду.
И пожелать, чтобы успехи ваших малышей радовали вас из года в год, и их
нахождение в детском саду было приятным и незабываемым. Поступление малыша в
детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям
даётся легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для
ребёнка безболезненно. Для этого между нами, должны установиться дружеские,
партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится
социализироваться, т е, становиться способным жить среди других людей. Это
необходимый для всех этап. Адаптация - это приспособление организма к
изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической
энергии и часто проходит с напряжением. Адаптация – это сложный процесс
приспособления организма, который происходит на разных уровнях: 1)
физиологическом – ребёнок начинает часто болеть; 2) психологическом – ребёнок
может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или
подавленным, много плакать; 3) социальном – ребёнок «теряется» в окружающем
мире, становится менее самостоятельным.
Различают три степени тяжести адаптации:
Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса,
характерных для малышей дошкольного возраста.
- Лёгкая адаптация
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели.
Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается
ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.
Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по
следующим особенностям:
- он
без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
- при обращении
смотрит в глаза педагогам;
- способен
озвучить просьбу о помощи;
- первым
идёт на контакт с ровесниками;
- способен
занять себя на короткий промежуток времени;
- с
лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
- адекватно
реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики.
2.
Привыкание средней тяжести
Сколько
длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5
месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные
реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться
в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить,
что он:
- с
трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
- при
отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
- общается
со сверстниками и воспитателем;
- придерживается
озвученных правил и распорядка;
- адекватно
реагирует на замечания;
- редко
становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
- Тяжёлая адаптация
Малыши
с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко
можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую
агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную
отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять
от 2 месяцев до нескольких лет. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью
адаптации:
- нежелание
контактировать с ровесниками и взрослыми;
- слёзы,
истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
- отказ
заходить из раздевалки в игровое помещение;
- нежелание
играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
- агрессивность
либо замкнутость; неадекватное реагирование на обращение к нему
воспитателя (слёзы или испуг).
Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем,
что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму.
Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен,
и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Вы знаете режим
нашего садика, поэтому постепенно вводите его дома. Позаботьтесь о том,
чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание
нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся
плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся
возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут
сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям.
Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При
этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна
превышать 6 часов.
Утреннее
пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это
самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если
ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу,
тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает
вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного
понежиться в постели до полного пробуждения.
Желательная
одежда та, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и
свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать.
Важно
также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в
туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.
Чем
лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический
дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.
Особое
внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить
его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот
период перегружен впечатлениями, следует щадить его психику.
В
детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и
физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен
новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать
дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается
тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.
Поэтому,
приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте
с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Это поможет перестроиться с
детского сада на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день,
терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите,
если произошла малейшая неприятность.
Если
кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если
ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте
образ детского сада как места, которым наказывают.
Об окончании периода адаптации говорит бодрое, веселое, спокойное
настроение в момент расставания и встречи с родителями, адекватное отношение к
предложениям взрослых, умение не конфликтовать, а общаться со сверстниками,
желание есть самостоятельно, доедать до конца положенную норму, спокойный
дневной сон, ночной сон без пробуждения до утра.
Если
малыш с радостью говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там
друзья и много неотложных дел, можно считать, что адаптационный период
закончился!
Хочу Вас познакомить с
типичными ошибками родителей в период адаптации.
1. Недооценивайте важности
периода адаптации,
резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям
психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по
делам.
2. Нарушение принципа систематичности,
последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что
проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что
боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается
отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса
расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки –
формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой
момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет
повторяться каждый день.
4. Несоответствие питания.
Некоторые родители длительное время кормят
детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома
только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания.
Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать
овощное рагу и запеканку.
5. Несоблюдение единства
требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед
телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без
концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто
встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе
укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.
6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему
необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в
нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов,
вызванных недосыпанием и переутомлением.
7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но
не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно
ждать своей очереди.
8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить
к общению с другими детьми и взрослыми. Ребенка нужно приучить, что мама и папа
могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у
ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.
9. Неправильный настрой ребенка
на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его
пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием
за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.
Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми
негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит
избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии.
Но обязательно показывать значимость его нового статуса.
10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период
походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система
ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя
и разговаривая с малышом.
11. Наложение кризисов, когда
начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или
переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу.
Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего
ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание,
потому что новый ребенок занял его место.
12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской
ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды.
Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а,
приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов
недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой
ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
13. Незаинтересованность
в адаптации ухаживающего
взрослого. Например, бабушка, которая
внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама
желает заботиться о внуке.
14. Случается, что мама, не
видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие,
когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на
подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною
замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.
15. Отсутствие необходимости в
посещении детского сада. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского
воспитания» и любые колебания родителей ребенок
использует для того, чтобы не пойти в садик.
16. Неготовность родителей к
негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают
тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не
звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче
плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то
удовольствий домашней жизни.
Теперь, когда вы знаете, что многие негативные
проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса
адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и
вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и
гордостью начнете отмечать, что малыш стал самостоятельным и с радостью ходит в
детский сад.
Психолог: Уважаемые родители! Чтобы вы могли
вспомнить некоторые рекомендации, которые вы получили на нашей встрече, мы для
вас приготовили памятки
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.07.2024
Дата обновления: 09.07.2024
Дата публикации: 04.07.2024