Сообщение из опыта работы«Использование в работе педагога-психолога элементов «Говорящей среды» как инструмента речевого развития дошкольников.

02.10.2024

 Актуальность этого понятия продиктована с одной стороны действующим нормативным полем – ФГОС Дошкольного Образования, с другой стороны посылами гуманной педагогики, которая транслирует ценности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, его безграничные возможности и доверие взрослых к его ресурсам.

Итак, что же это такое? И как грамотно смоделировать «говорящую среду», понимая её ценность. Прежде всего, нужно понять, что это не просто наглядная, стендовая информация. Это новый взгляд на создание условий для детей.

«Говорящая среда» — это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка».

Конечно, большую часть своего времени дети проводят в группе, но не следует забывать , что уголок пространства детского сада должен быть задействован в данном направлении.

Руководствуясь годовой задачей по организации речевого развития, я тоже  окунулась в этот процесс , оценив её преимущество.

Взаимодействуя с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности, мною были выделены следующие элементы и приемы «говорящей среды», которые помогали активизировать речевую активность дошкольников в рамках организации образовательного процесса.

1.     «Именные карточки».

Такие карточки необходимы  там, где предусмотрена фиксация результатов деятельности. При выполнении рисунка, аппликации, ребята просили оказать помощь в написании имени и фамилии, поэтому создание таких карточек помогло решить данную проблему. Даже простое копирование букв закрепляет знания воспитанников о буквах и их написании.

2.     «Социологические опросы».

Для того, чтобы знать, насколько тема проекта или лексическая тема интересна каждому ребёнку, чтобы изучить имеющийся у детей опыт или выявить их инициативы и желания, я использую в работе с детьми социологические опросы. Они помогают выявить мнение большинства и совместно принять решение. Опросники бывают несколько уровней сложности, я в своей работе  использовала третий и четвертый уровень, где практически нет ничего готового – дети сами все заполняют. Отличительной особенностью является :

- данные опросники необходимо располагать вертикально с предметами-партнёрами;

-  вопросы не про знания, а про чувства, эмоции, опыт;

-нет «неправильных» ответов;

- можно не участвовать в заполнении.

          3. «Создание дидактических игр и пособий»

В рамках тематической недели, посвященной творчеству А.С.Пушкину , мною с воспитанниками  был создан лэпбук. Ребята с удовольствием вырезали , крепили задания , выбирали место для расположения элементов.Хочу такой сайт

В дальнейшей работе  мною планируется продолжать использовать данные приемы «Говорящей среды», а также ввести в образовательную деятельность следующие элементы, которые будут помогать не только в развитии речи дошкольников, но и в поддержке инициативы и самостоятельности.

                4. «Азбука» проекта или темы недели.

Для поддержки познавательного интереса и развития предпосылок грамотности, в работу над каждым проектом или лексической темой, можно включить  «Азбуку» проекта. Идея состоит в том, что, знакомясь с новой темой или работая в проекте, ребята фиксируют в азбуку слова, которые так или иначе связаны с ним. Часто, при написании слов, дети допускают ошибки, которые мы не исправляем, так как речь не идёт об обучении детей чтению и письму.

Особенности:

   - также располагается вертикально с предметами-партнерами;

    - нет «неправильных слов»;

    -добровольное участие;

   - «Азбука»обнуляется.

    5.  «Книга открытий»

Это продукт  совместной деятельности педагога, воспитанников и родителей .Состоит из отдельных страниц . Каждая страница – коллективная работа, в которой важная информация представлена в виде панно-аппликаций , рисунков, фотографий ,а также записанных тестов. Авторы – ДЕТИ! Именно они принимают решение, что и как изобразить на данных страницах.

  

   Используемая литература: пособие "Говорящий дом "или как смоделировать  пространство для жизни в группе детского сада" Автор : Ю.В. Илюхина

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.10.2024

Дата обновления: 16.10.2024

Дата публикации: 02.10.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».