Сообщение из опыта работы«Использование в работе педагога-психолога элементов «Говорящей среды» как инструмента речевого развития дошкольников.
02.10.2024
Актуальность этого понятия
продиктована с одной стороны действующим нормативным полем – ФГОС Дошкольного
Образования, с другой стороны посылами гуманной педагогики, которая транслирует
ценности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, его безграничные
возможности и доверие взрослых к его ресурсам.
Итак, что же это такое? И
как грамотно смоделировать «говорящую среду», понимая её ценность. Прежде
всего, нужно понять, что это не просто наглядная, стендовая информация. Это
новый взгляд на создание условий для детей.
«Говорящая среда» — это
технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен
«голос ребёнка».
Конечно,
большую часть своего времени дети проводят в группе, но не следует забывать ,
что уголок пространства детского сада должен быть задействован в данном
направлении.
Руководствуясь
годовой задачей по организации речевого развития, я тоже окунулась в этот процесс , оценив её
преимущество.
Взаимодействуя
с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности, мною
были выделены следующие элементы и приемы «говорящей среды», которые помогали
активизировать речевую активность дошкольников в рамках организации
образовательного процесса.
1. «Именные карточки».
Такие карточки
необходимы там, где предусмотрена
фиксация результатов деятельности. При выполнении рисунка, аппликации, ребята
просили оказать помощь в написании имени и фамилии, поэтому создание таких
карточек помогло решить данную проблему. Даже простое копирование букв закрепляет
знания воспитанников о буквах и их написании.
2. «Социологические опросы».
Для
того, чтобы знать, насколько тема проекта или лексическая тема интересна
каждому ребёнку, чтобы изучить имеющийся у детей опыт или выявить их инициативы
и желания, я использую в работе с детьми социологические опросы.
Они помогают выявить мнение большинства и совместно принять решение. Опросники
бывают несколько уровней сложности, я в своей работе использовала третий и четвертый уровень, где
практически нет ничего готового – дети сами все заполняют. Отличительной
особенностью является :
- данные опросники необходимо располагать вертикально с
предметами-партнёрами;
- вопросы не про знания,
а про чувства, эмоции, опыт;
-нет «неправильных» ответов;
- можно не участвовать в заполнении.
3.
«Создание дидактических игр и пособий»
В рамках тематической недели, посвященной творчеству А.С.Пушкину
, мною с воспитанниками был создан
лэпбук. Ребята с удовольствием вырезали , крепили задания , выбирали место для
расположения элементов.
В дальнейшей работе мною
планируется продолжать использовать данные приемы «Говорящей среды», а также
ввести в образовательную деятельность следующие элементы, которые будут
помогать не только в развитии речи дошкольников, но и в поддержке инициативы и
самостоятельности.
4.
«Азбука» проекта или темы недели.
Для поддержки
познавательного интереса и развития предпосылок грамотности, в работу над
каждым проектом или лексической темой, можно включить «Азбуку» проекта.
Идея состоит в том, что, знакомясь с новой темой или работая в проекте, ребята фиксируют в азбуку слова, которые так или иначе связаны с
ним. Часто, при написании слов, дети
допускают ошибки, которые мы не исправляем, так как речь не идёт об обучении
детей чтению и письму.
Особенности:
- также располагается вертикально с
предметами-партнерами;
- нет «неправильных слов»;
-добровольное участие;
- «Азбука»обнуляется.
5. «Книга открытий»
Это продукт совместной деятельности педагога,
воспитанников и родителей .Состоит из отдельных страниц . Каждая страница –
коллективная работа, в которой важная информация представлена в виде
панно-аппликаций , рисунков, фотографий ,а также записанных тестов. Авторы –
ДЕТИ! Именно они принимают решение, что и как изобразить на данных страницах.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.10.2024
Дата обновления: 16.10.2024
Дата публикации: 02.10.2024