Консультация "Родителям об игрушках"
04.12.2024
Игрушки – это неизменные
спутники детства. Игра для ребенка – это не просто времяпрепровождение, а
способ научиться чему-то новому и развить свои способности. Изначально игрушки
были уменьшенными копиями орудий труда, а их функция заключалась в обучении
ребенка пользоваться ими (например, раньше для малышей делали маленькие лук и
стрелы, чтобы они научились охотиться). Впоследствии, когда такая необходимость
отпала, несмотря на то, что внешний вид игрушки оставался неизменным, она стала
инструментом развития каких-либо навыков.
Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. У каждого
ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую
поругает и накажет, пожалеет и утешит. Поэтому относиться к выбору игрушек, по
крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Итак, начнём с самых
маленьких.
В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребёнком
окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме её улыбке.
И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В
этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки,
подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так как игрушка должна привлекать внимание ребёнка.
Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с
предметом: стучать им, кидать его. Хорошо если игрушка будет звучащей.
В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки - вкладыши,
которые позволяют ребёнку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный
мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные
составные части и хорошо прорисованные детали лица.
В 9-12 месяцев можно порадовать ребёнка заводными
игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами.
В 10-12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3-5 колец и
кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально
всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а
во-вторых, рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и
глаза, вам необходимо помнить лишь о гигиене игрушек.
В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становиться более
самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но
радость малышу - проблемы родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и
дальше продолжали служить вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его
на «подвиги». В этот период уже можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой
он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу
запомнить, что игрушки надо убирать.
К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное
назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить,
что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор
детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к
детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так
помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться
далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и
интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в
размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор
игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки
сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать.
К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать
всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с
ними различные варианты игр. Игровые предпочтения начинают делиться по половому
признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними
связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото.
К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию,
конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить
своими руками.
Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым
«готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже
заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная
группа - предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого,
совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший
материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки,
тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь
и т.д.
Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как
именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители
ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым
по отношению к тому или иному предмету словом.
В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё
больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей,
скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и
проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться
и работать совместно с взрослыми и сверстниками.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически
менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то
игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через
некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный
интерес у ребёнка. И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в
игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек.
Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь
4-мя правилами.
Игрушка должна быть:
-Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из
которого она сделана)
-Эстетичной на вид
-Соответствовать возрасту
-Многофункциональной, то есть должна стимулировать активные самостоятельные
действия ребенка(чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем
лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)
- Игрушка должна вызывать добрые, гуманные
чувства.
Нужно ли детям много игрушек?
Если Вы спросите малыша, достаточно
ли у него игрушек, он ответит, что, конечно, нет. Малышам всегда мало! Но, тем
не менее, сколько игрушек покупать, решают взрослые. Некоторые родители
стараются, чтобы у малыша было как можно больше игрушек, не задумываясь о том,
так ли они необходимы. Психологи утверждают, что наличие слишком большого
количество игрушек дома приносит ребенку мало пользы. В этом случае они
перестают иметь для малыша ценность, а многие из тех, что есть, лежат без дела.
Чтобы этого не происходило, время от времени нужно убирать часть игрушек, а
когда ребенок наиграется оставшимися, заменять и их.
Среди игрушек должно быть
разнообразие. Постарайтесь, чтобы у малыша были разные виды игрушек:
музыкальные, спортивные, настольные и т.д. Среди достаточного количества игрушек,
ребенок обычно выбирает любимые, к которым у него формируется привязанность.
Играя с ними, дети учатся заботе и ответственности.
Значение игрушки в жизни
ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких.
Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из
маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.
Источники:
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/konsultaciya--igrushka-v-jizni-rebenka.5904355/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.12.2024
Дата обновления: 04.12.2024
Дата публикации: 04.12.2024