Консультация "Психологическая безопасность ребёнка в семье"
20.01.2025
Важнейшим фактором
становления личности ребенка является психологическая безопасность.
Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом
семьи, в которой растет ребенок. Но, к сожалению, семья (даже внешне
благополучная) иногда напоминает театр военных действий, арену ожесточенных
споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической
силы. А ведь именно семья должна обеспечить развивающий характер и состояние
психологической защищенности. Дети очень чувствительны к влиянию
психологического насилия, опасности, дискомфорта.
Психологическое
насилие – это воздействие, причиняющее обиду, вызывающее страх, гнев,
эмоциональную неуверенность в собственной значимости. Порой родители в
воспитательных целях проявляют психологическое насилие по отношению к
собственному ребенку, не отдавая себе отчет в том, что ,таким образом, они
достигают противоположного эффекта. Ребенок осознанно или неосознанно начинает
сопротивляться, по-своему отражать неблагоприятные воздействия со стороны
родителей, старается всячески защититься от возможных угроз его личности. Так
формируется определенные механизмы психологической защиты. В некоторых случаях
дети начинают лгать, изворачиваться, в других, наоборот, противостоять
родителям: делать все во вред, вести себя вызывающе, демонстративно, открыто
или скрыто бунтовать.
Психологическое насилие
в семье имеет следующие проявления: употребление родителями бранных слов и
крика, постоянные допросы и унижения, угрозы, оскорбления.
Основные причины
нарушения
психологической
безопасности ребенка в семье.
- Дефицит внимания к ребенку в
семье.
Тогда, когда даже ухоженный,
вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне
одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов,
переживаний никому нет дела.
2.
Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой. Там, где
господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и
инструкциями, не остается место для нравственности.
3.
Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где
происходит разлад между родителями.
В результате постоянного нарушения в семье
психологической безопасности, у ребенка формируется низкая самооценка, на фоне
других детей он начинает осознавать свою не успешность. Нарушения
психологической безопасности проявляется в следующем: беспокойный сон,
трудности в засыпании, проявление беспричинной обидчивости, плаксивости или
повышенной агрессивности, рассеяность и невнимательность, проявления упрямства,
нарушение аппетита, повышенная тревожность.
Родители, страдающие от упрямства, «неуправляемости» своих
детей, не отдают себе отчета в том, что все это проявление детского бессилия.
Поэтому, сталкиваясь с реакциями защитного поведения, надо не столько
огорчаться и раздражаться, сколько проявлять терпение и , главное, любовь. А
как же справиться с этими причинами, которые приводят к нарушению
психологического здоровья?
Существуют 3 фактора,
которые позволяют родителям
оказывать позитивное
влияние на судьбу своих детей, а также на принимаемые ими решения.
1.
Взаимоотношения родителей. Ребенок - плод взаимоотношений родителей.
И любовь родителей друг к другу – это его жизненная основа, основа его
уверенности в себе, в своей ценности. Если ребенок видит, что родители любят
друг друга, он чувствует себя в безопасности. И еще важным моментом является
личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно
анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально
отражают наши проблемы. Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не
сможем требовать этого от детей. Требуйте от себя вежливости, уважения к
собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни. Как известно,
дети поступают не так, как мы и говорим, а так как поступаем мы сами.
2.
Создание безопасного климата в семье. Атмосфера
безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда
и отдыха. Необходимо поощрять и хвалить детей для развития адекватной
самооценки. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес,
что его уважают, его переживания разделены и он играет определенную нужную и
важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его уверенность в
себе.
3.
Фактор, который позволит родителям оказывать позитивное влияние
на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения это – эффективное общение с
детьми. Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том,
что он хороший и что родители его любят, искренне радоваться малейшим успехам
своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех. При
неудачах ребенка подчеркивать его достоинства, подкреплять уверенность в
собственных силах, формировать перспективу. При критике сосредотачивайте
внимание на конкретном поступке ребенка, не подвергайте критике личность
ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте его достоинства: вместо «Какой ты
растяпа, вечно все роняешь!», лучше сказать: «В следующий раз будь, пожалуйста,
поаккуратнее».
Если же ребенок такой помощи не получает, то
скрываемое представление о своей неполноценности, ущербности, усиливает в его
характере замкнутость, робость или враждебность к окружающим. В таких условиях
необходимость компенсации делает ребенка эгоцентричным: он все время хочет быть
в центре внимания и непрерывно требует признания своих достоинств. Это
раздражает общающихся с ним, и поэтому ребенок находится в постоянном конфликте
с родителями, воспитателями и учителями.
Поскольку
психологическая безопасность ребенка – условие жизненной успешности и гарантия
благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям не стоит экономить силы
на ее обеспечение в детстве.
В
психологии и педагогике разработано достаточно средств и методов, нацеленных на
обеспечение психологической безопасности детей как в семье, так и в
образовательных организациях.
К
ним относятся:
1. Разумное дозирование
психических, эмоциональных и физических нагрузок. Чем младше ребенок, тем
больше у него должно быть свободного времени для игры, общения со сверстниками
и родителями, самостоятельной творческой деятельности.
2. Наблюдение за самочувствием и настроением
ребенка, выявление причин неблагополучия, организация своевременной помощи.
3. Грамотная с точки зрения психологического и
физического состояния детей организация режимных моментов (полноценный сон,
достаточное время для прогулок, ограничение времени для просмотра телевизора
или компьютерных игр).
4. Предоставление ребенку
максимально возможной в его возрасте самостоятельности и свободы.
5. Профилактика нарушений
психоэмоционального состояния детей с использованием водных процедур, массажа,
психотерапевтических игр, простейших способов релаксации и т.п.
6. Создание предметно-развивающей
среды дома и в образовательных учреждениях. Кроме того, для обеспечения
психологического комфорта ребенку взрослые могут использовать и такие методы
воспитания и развития, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия,
анималотерапия.
У детей существует
колоссальная потребность в родителях. Поэтому важно уделять время
ребенку, проявлять интерес к жизни ребенка. Спрашивать, как прошел день,
что он думал, переживал, чувствовал. Выслушивать своих детей предельно
внимательно, о чем бы они ни говорили. Рассказывает - значит, доверяет вам.
И
самое главное, любите своих детей.
Цените
каждый день, проведенный с ними.
Источники: https://vk.com/wall420677566_7962
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.01.2025
Дата обновления: 21.01.2025
Дата публикации: 20.01.2025