Тренинговое занятие для педагогов «Актуализация личностных ресурсов»
03.02.2025
Цель занятия: актуализация личностных ресурсов, проработка
негативных установок, развитие навыков рефлексии, выработка позитивного
самоотношения, тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
Необходимые материалы: мяч, доска, подготовленные «медали» по
количеству участников, маркеры/ручки, стулья для каждого участника, колонки для
воспроизведения релаксационной музыки, листы для рисования, фломастеры (по числу участников).
Участники: педагогические работники.
Время: не менее 1 часа 30 минут.
Форма работы: тренинговое занятие.
Процедура проведения
Ведущий приветствует
участников, затем подбирает одно из упражнений основной части на выбор и
проводит его в соответствии с представленным описанием. В завершение занятия
проводится завершающее упражнение, направленное на рефлексию и подведение
итогов.
1-й этап – вводный
Упражнение 1 «Что дальше?»
( Кипнис, М. Тренинг коммуникации / М. Кипнис. – Москва
: Ось-89, 2004. – 128 с. ) (автор М.Ш.
Кипнис)
Время: 15-20 минут.
Цель упражнения: сплочение коллектива, создание атмосферы
«эмоциональной свободы», открытости и дружелюбия, опредмечивание целевых
установок для проведения тренинга.
Необходимые материалы: мяч, стулья для
каждого участника.
Участники садятся в круг.
Ведущий начинает фразу и кидает мяч любому участнику А, который должен ее
завершить. Участник А завершает предложение и кидает мяч любому участнику Б,
который завершает это же предложение и так далее со всеми участниками. После завершения
полного круга ведущий начинает круг заново с новым предложением. Данное
упражнение вариативно: начало предложений может задаваться не ведущим, а
участниками.
Ведущий: «Правила просты: я произнесу начало предложения, и
тот, у кого окажется мяч, придумает его завершение. Когда первое предложение
будет завершено, мяч возвращается ко мне и запускается новый круг».
Возможные варианты начала
предложений:
«Я радуюсь, когда…»
«Мне хотелось бы, чтобы
группа…»
«Я
думаю, что коллега – это…»
Я радуюсь, когда слышу …»
«Мне не хотелось бы чувствовать
себя…»
«Мне трудно заставить себя…»
«Меня раздражает, когда…»
«Я горжусь собой, потому что…»
«Жизнь удалась, если…»
«Мне очень смешно, когда …»
Примечание: дополнительно организовывать обсуждение не требуется,
т.к. упражнение направлено на установление положительного эмоционального
контакта между участниками группы. Можно коротко обменяться мнениями об
ответах, которые были необычными или значимыми.
2-й этап – Основная часть (вариативные
упражнения)
Упражнение 2 «Волшебный рефрейминг»
Время: 20 минут.
Цель упражнения: работа со смыслами профессиональной деятельности,
актуализация личностных ресурсов.
Необходимые материалы: листы бумаги, ручка, доска, стулья – по числу
участников.
Инструкция для ведущего: Ведущий
предлагает участникам выписать психологические установки, связанные с работой.
Затем участники определяют, какие ограничения, ценности, смыслы содержат
установки, которые мешают им в реализации своих профессиональных целей. Ведущий
предлагает выделить общие положения, которые наиболее часто встречаются у
участников, и выписывает их на доску. Предлагает участникам переформулировать
прежние убеждения, связанные с работой, записанные на доске. Происходит общее
обсуждение, участники делятся чувствами и мыслями относительно выписанных
установок и их переформулированного варианта. Далее ведущий предлагает в
индивидуальном порядке переформулировать
установки, не вошедшие в общий список. Упражнение завершается рефлексией.
Ведущий:
1. Целевая установка:
«Большое значение в жизни отношении человека к профессиональной деятельности
играют установки. Они определяют эмоции, убеждения, поведение человека.
Негативные психологические установки – это отрицательные мысли, убеждения или
установки, которые могут ограничивать жизнь и препятствовать достижению целей.
При этом установки часто не осознаются и могут ограничивать возможности для
развития и профессионального роста, а также влияют на удовлетворенность
профессиональным трудом. Предлагаем сегодня выяснить, какие убеждения
относительно работы есть у вас, и обсудить, каким образом можно преодолеть
ограничения, которые они ставят».
2. Инструкция: «Возьмите
лист бумаги, подумайте о своей профессиональной деятельности, сосредоточьтесь
на внутренних ощущениях и выпишите психологические установки, связанные с
работой.
Например: «Я просто делаю свою
работу – мне нужно кормить семью», «Не трогайте меня», «Надо всем показать, что
я профессионал», «Работа – важная часть моей жизни».
Участники делают записи,
ведущий отводит 10 минут. Далее переходит к групповому обсуждению.
3. Групповое обсуждение:
Ведущий: «Давайте обсудим, какие установки вы смогли заметить,
и выпишем наиболее встречающиеся, а затем обсудим. Какие из этих установок
мешают вам в реализации своих профессиональных целей? А в каких установках вы
видите ценностные компоненты?»
Примечание: возможно
в процессе обсуждения задать вопросы, направленные на выявление ограничений,
связанных с данными установками. Затем обсудить, какие личностные смыслы
профессиональной деятельности и ценности защищают выявленные установки. Таким
образом, у участника изменяется локус контроля, формируется ответственность за
возможность изменения установок и связанных с ними ситуаций профессиональной
деятельности.
Например, в установке «Работа –
важная часть моей жизни», ограничениями могут быть переработки без необходимой
компенсации, а ценностями – возможности самореализации. Тогда выявленные
ограничения – возможные сферы для изменений, выявленные ценности и смыслы –
ресурсы для реализации необходимых изменений. Далее можно предложить
переформулировать прежние установки.
4. Переформулирование
установок (групповое обсуждение)
Ведущий: «Предлагаю посмотреть, как в связи с определенными
ценностями можно переформулировать прежние убеждения, связанные с работой.
Например: «Работа – важная, но
не главная часть моей жизни», «Мой профессиональный рост зависит от меня, а не
от внешних обстоятельств», «Я сам(а) выбрал(а) свою работу», «Моя
профессиональная деятельность развивает у меня такие качества, как терпение и
стрессоустойчивость».
Ведущий вместе с группой
переформулирует выделенные участниками группы негативные установки и записывает
получившие варианты на доске напротив негативных установок. После того, как все
пункты на доске будут переформулированы, ведущий предлагает поработать с
оставшимися на листочках.
5. Переформулирование
установок (индивидуальная работа)
Ведущий: «Возможно, на ваших листочках остались пункты, которые
по каким-то причинам не были озвучены в общем пространстве или не вошли в число
часто встречающихся. Вы можете самостоятельно подумать, какие ограничения
вносят в вашу профессиональную жизнь данные установки и какие ценности они
защищают. Так вы сможете найти ресурсы для улучшения ситуации и изменения
своего отношения к ним».
Примечание: данный
блок может использоваться вариативно: индивидуальная работа продолжается сразу
в рамках выполнения упражнения или может быть предложена участнику к реализации
в домашних условиях.
После окончания упражнения
ведущий предлагает участникам по очереди (по часовой стрелке) ответить на ряд
вопросов:
Примерные вопросы для
обсуждения:
– Удалось ли вам обнаружить
установки, которые не осознавались вами?
– Смогли ли вы увидеть в них
ценности, которые важны для вас?
– Какие чувства вы испытали?
Упражнение 3 «Педагог возвращается
домой…»
Вачков,
И.В. Метафорический тренинг / И.В. Вачков. – Москва : Ось-89, 2006. – 144 с.
(автор: И.В. Вачков)
Время: 30 минут.
Цель упражнения: эмоциональная
поддержка педагога; развитие эмпатических умений педагогов; тренировка гибкости
поведения; развитие умений перевоплощения и вхождения в необычную роль.
Необходимые материалы: колонки для воспроизведения релаксационной музыкой,
листы для рисования, краски или фломастеры (по числу участников).
Из группы выбирается один из
участников тренинга, он становится Педагог, вернувшимся после работы домой.
Остальные участники распределяют между собой роли гостей-сюрпризов. Пока будет
проходить это распределение, Педагогу надо будет подождать за дверью.
Ведущий: «Дорогие участники, наш Педагог еще на работе. Зайдя в
квартиру, он должен будет познакомиться с вами. Для этого нужно вступить с каждым
из вас в контакт, задать вопросы, уточнить что-то. Вы имеете право отвечать на
вопросы, рассказывать о себе и даже описывать свой внешний вид, двигаться так,
как предполагает выбранная роль. Единственное, что запрещено, – прямо называть
себя».
Во время отсутствия Педагога участники тренинга обсуждают, какие именно
персонажи могли бы оказаться для него приятным сюрпризом. Сюрприз должен быть
приятным. Если кто-то из игроков предлагает сыграть роль гостей-сюрпризов
сомнительной для педагога привлекательности,
то ведущий может задать вопрос: «Вы полагаете, что Педагог будет рад, если
обнаружит дома таких гостей?»
Среди гостей-сюрпризов можно встретить любую вещь – от конкретного
материального предмета до абстрактных категорий:
– глубокая и сильная любовь;
– мобильный телефон;
– путевка на отдых;
– новый холодильник;
– хорошее настроение;
– потерявшийся котенок;
– ветерок в форточку;
– надежда;
– горячий ужин, приготовленный в новой электроплите;
– букет цветов;
– написанный отчет о работе;
– уверенность в себе;
– друг (подруга);
– покой и т.п.
После того, как роли будут распределены, Педагог приглашается обратно.
Ведущий (объясняет
инструкцию для Педагога): «Когда каждый из вас возвращается после работы домой,
то, наверное, не ожидает застать дома ничего необычного. Но давайте представим,
что настал такой волшебный день, когда вы, войдя в свою квартиру, не увидели
там никого из близких, зато обнаружили неожиданных гостей. Гости эти необычные.
Их можно назвать «гости-сюрпризы». Они могут быть людьми или животными,
явлениями, чувствами, качествами, временами года, фантазиями – да чем угодно! С
ними можно поговорить, пообщаться, напоить чаем или – если возникнет такое
желание – выставить за дверь. Задача Педагога – догадаться о том, что за гости
собрались у вас дома, а там уж решать, как с ними поступить».
Примерное время на общение с
каждым гостем при группе в 12 человек - 3 мин. Затем Педагог предлагается
угадать, кто каким гостем был.
Примерные вопросы для
обсуждения:
– Какие чувства вы испытали,
когда увидели в своей квартире неожиданных гостей?
– Кто из гостей оказался вам
наиболее приятен?
– Есть ли такие гости, которых
вы не рады видеть? Почему?
– Кого из персонажей вам было
особенно трудно определить?
– Кого вы угадали довольно
легко? Почему?
– Можете ли вы назвать гостей,
которых вам хотелось бы увидеть в своем доме, но в игре они не появились?
– Каково вам было в роли гостя?
Что вы почувствовали?
3-й этап – Завершающий
Упражнение 4 «Медалисты»
(автор: М.Ш. Кипнис)
Время: 5-10 минут.
Цель упражнения: рефлексия
полученного в ходе тренинга опыта, формирование положительных установок.
Необходимые материалы: подготовленные «медали» по количеству участников,
маркеры/ручки, стулья для каждого участника.
Ведущий: «Не все, что мы делаем, замечается и отмечается
окружающими. Скажу больше: не всегда мы сами замечаем, сколько важного и
ценного делаем. Сегодня была проделана большая работа, ценная в первую очередь
для вас самих».
Ведущий раздает
«медали» и маркеры/ручки участникам.
Ведущий: «Сегодня все заслужили награды, но каждый сам должен
почувствовать, за что он готов поблагодарить и наградить себя. Честно и
объективно вспомните все то, что вы дали группе, в чем преодолели себя,
передвинули вперед (или вообще опрокинули) мешавшие развитию барьеры, насколько
были включены в работу, в общение, в творчество».
На оформление медали дается 5
минут. После участники по желанию делятся своими достижениями.
Примерные вопросы для
обсуждения:
4-й этап «Рефлексия»
– Были для вас неожиданными
пункты, за которые вы готовы себя поблагодарить?
– Что стало для вас открытием в
сегодняшнем занятии?
–
Как менялись ваши ощущения и настроения?
-Какие чувства вы испытываете сейчас?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.02.2025
Дата обновления: 16.02.2025
Дата публикации: 03.02.2025