Консультация для родителей «Развитие ребенка от 1 года до 3 лет»
11.03.2024
Родителям
необходимо помнить, что развитие каждого ребенка индивидуально и навыки вашего
малыша могут отличаться от нормативных. Если только ваш ребенок не отстает от
какого-то навыка на несколько месяцев либо отстает по нескольким навыкам сразу,
поводов для беспокойства нет. Дети, родившиеся раньше срока, могут чуть
отставать от детей, родившихся в срок. Как правило, к двум годам эта разница сглаживается.
Но если помимо того, что ребенок по нескольким пунктам, у него есть и другие
тревожные симптомы: он редко улыбается, чрезмерно капризен, произносит слишком
мало звуков или слишком редко, родителям следует обратить на это внимание
врача.
В 1,5 года (16-18 месяцев) ребенок:
· Хорошо ходит и бегает.
· Любит карабкаться по лестнице.
· Пьет из чашки.
· Пробует самостоятельно есть ложкой.
· Указывает на называемые взрослым знакомые
предметы.
· Понимает несколько простых фраз.
· Показывает на игрушке нос, рот и глаза.
· Чиркает карандашами.
· Поднимает,
наклоняясь, игрушку и переносит ее с места на место.
· Выражает жестами или звуками любовь, удовольствие,
возбуждение.
· Отдает предпочтение любимым игрушкам.
· Говорит по крайней мере 15 слов.
Пустышка:
Если вы давали ребенку пустышку, то лучше убрать ее от ребенка не позже
полутора лет. До этого возраста применение пустышки считается, в общем,
безвредным. У детей, которые сосут пустышку до 3-4 лет, могут впоследствии
возникнуть проблемы с речью.
Учеба:
Уже в этом раннем возрасте можно начать учить ребенка буквам, цифрам, цветам и
формам. Не думайте, что это слишком рано. Даже если полное понимание приходит
немного позднее, эта информация так или иначе откладывается в мозгу ребенка.
Разумеется, учеба должна быть ненавязчивой и происходить в игровой форме с
помощью картинок, стихов и игрушек.
Первые
обязанности: В этом возрасте начните приучать
ребенка к чистоте и порядку - убирать за собой игрушки, класть белье в корзину
для грязной одежды или приносить салфетки к обеденному столу. И если сначала
ему понадобится ваша помощь, вы будете удивлены, как быстро он научится делать
все это самостоятельно. По мере взросления ребенка добавляйте к этому новые
обязанности, такие как: поливать цветы, вытирать за собой, если опрокинул
стакан с водой, застилать свою кровать и относить в мойку грязную посуду
(пластиковую).
Первое
посещение зубного врача: Первый визит ребенка к
зубному врачу должен состояться примерно через 6 месяцев после появления у
малыша первого зуба. В дальнейшем посещайте врача раз в полгода-год, особенно
если у ребенка есть проблемы с зубами - пятна на зубах или неправильный прикус.
Первый
велосипед: Его можно купить ребенку уже сейчас. И
даже если умение крутить педали придет позднее, ребенок может с удовольствием
кататься взад- вперед, отталкиваясь ногами от земли, или наслаждаться ездой,
когда вы сами толкаете велосипед.
В
2 года ребенок:
· Хорошо бегает и прыгает.
· Строит башню из 4-6 кубиков.
· Кидает и пинает ногой мячик.
· Кормит с ложечки куклу.
· Самостоятельно поднимается и спускается по
лестнице.
· Знает свое имя и говорит о себе в третьем лице,
называя по имени.
· Показывает на себе нос, рот и глаза.
· Разглядывает картинки в книге.
· Может самостоятельно снять некоторые предметы
одежды.
· Говорит от 15 до 50 слов (отклонения от этих цифр
вполне нормальны).
· В своей речи использует несколько словосочетаний
из двух слов.
· Начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник.
Первое
: К двум годам у ребенка существенно улучшается
координация . Поэтому в этом возрасте многие малыши любят рисовать, раскрашивать, строить из кубиков, составлять
картинки из простых паззлов и кубиков.
Кровать:
В возрасте двух лет пора переселять ребенка из детской кроватки в большую
кровать. В этом возрасте многие дети пытаются выбраться из своей детской
кроватки, перекидывая ногу через поручень. Это может быть опасно.
Первый
четвероногий друг: Не заводите домашних животных,
пока ребенку не исполнится 2 года. В этом возрасте ребенок может с интересом
следить, например, за рыбками в аквариуме, без особого вреда для них и для
себя. С такими питомцами, как кошка или собака, лучше подождать, пока ребенок
не научится быть более осторожным и понятливым, то есть пока ему не исполнится
хотя бы 3-4 года.
В
3 года ребенок:
· Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно
переставляет ноги.
· Может одеться и раздеться самостоятельно (с
переменным успехом).
· Ездит на трехколесном велосипеде.
· Понимает и выполняет комбинированные команды из
двух частей.
· Строит
фразы из 4-5 слов.
· Использует в своей речи местоимения (, и т.д.)
· Членораздельно и понятно произносит большую часть
слов.
· Хорошо
понимает обращенную к нему речь (в разумных пределах сложности).
· Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых
предмета.
· Знает названия по крайней мере 6 частей тела.
· Играет
и/или общается с другими детьми.
· Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне
допустимы).
К 3 годам у ребенка существенно улучшаются навыки
речи. Уделите больше внимания разучиванию стишков и песенок, читайте с ребенком
больше книжек, внимательно рассматривая и обсуждая картинки.
Важным стимулом для развития ребенка является речь
взрослого. Ребенок не только должен слышать правильное произношение слов и
интонацию голоса, но и видеть артикуляцию. Это будет лучшим методическим
пособием для ребенка в освоении родного языка. Поэтому разговаривайте с малышом
спокойно, четко произнося слова и желательно глядя ему в
глаза.
В возрасте от 1,6 до 3 до лет
дети не могут, да и не должны, решать логические задачи. Необходимо
знакомить их с ними на жизненных примерах; при этом важно соблюдать несколько
правил: обещания надо выполнять; все то, что происходит во круг, необходимо
объяснять; запретов минимум, но они едины у мамы с папой и т.д.
Малыши в возрасте 1,6-3лет, подчиняясь законам
природы, сами стремятся к самостоятельности. Как, если не на личном опыте
(чашка упала и разбилась), ребенок научится делать выводы и умозаключения?
Поэтому разрешайте «экспериментировать», пусть эти «эксперименты» будут под
вашим наблюдением, а еще лучше вами же и организованы. Например, сидя в ванной
перед сном, можно узнать какие предметы тонут, а какие нет, и что в маленькую
бутылку вся вода из ковшика не поместится. В повседневной жизни дети часто
сталкиваются с частями целого (половинка яблока, четвертинка хлеба и т.д.).
Освоение мира и развитие
ребенка будет проходить быстрее, если, используя игру и игрушку, вы поможете
своему ребенку. Покупая игрушку, обратите внимание на то, чтобы она не только
была эстетически оформлена и надежна, но и на ее дидактические качества.
Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять только те
действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления
любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за
ребенка. Поэтому, при выборе игрушек задумайтесь, что даст она Вашему ребенку
что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс
культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному
психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.
Малышам полезны будут вкладыши, пирамидки, музыкальные игрушки, куклы и др. Не покупайте игрушку, даже очень красивую и дорогую, если ребенок еще не сможет с ней правильно играть. Машинка на пульте управления мальчику 2-х лет не нужна, так как он просто будет пытаться ее разобрать. А вот пластмассовый конструктор в виде машины будет ему не только интересен, но и полезен.
Педагог-психолог Березуцкая Ю.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.08.2024
Дата обновления: 26.08.2024
Дата публикации: 11.03.2024