Консультация для родителей "Развиваем пальчики - развиваем речь".
29.11.2023
РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум
ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех
инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода
внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука
имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому
пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из
самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг
ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по
развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между
полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга
возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е.
находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря
"мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик,
считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее
мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Пальчиковые игры
влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку
в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при
письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики
с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра,
формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая
гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность,
формирование творческих способностей. Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это
отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их
деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять
своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Упражнения
для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. Дети в
возрасте до 2-х лет: · знакомятся с ладонью, выполняют простые движения:
похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. Например,
упражнение" Зайчик". Зайчик серенький сидит и ушами шевелит. Вот так,
вот так! И ушами шевелит. · с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой
(лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик); - Начинать пальчиковую
гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно
использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. - Упражнение
начинается с объяснения его выполнения , показывается поза пальцев и кисти. -
Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. (в случае, если ребенок
действует неправильно, снова показывается верная поза). - Сначала все
упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять
позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и
действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку
другой или помогать свободной рукой действиям работающей. - Работу по развитию
движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут
ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми
любого возраста.
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют: · энергичные
движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Например, упражнение
"Капустка".
Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы
капусту солим-солим, Мы капусту жмем-жмем. · простые фигуры из пальчиков одной
руки. "Зайка" Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и
прыгает и скачет, веселит своих зайчат.
"Коза" У козы торчат рога, Может забодать
она. После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие
сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и
зайчика в лесу). · составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко,
ковшик); ·
Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок,
очки, цепочка).
"Замок" На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок) Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в
замок, руки тянутся в разные стороны) Постучали, (не расцепляя пальцы,
постучать ладонями друг о друга) Покрутили, (покрутить сцепленные руки в
запястьях) Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И
открыли. (расцепить пальцы)
"Домик" На поляне дом стоит, Ну а к дому
путь закрыт. Мы ворота открываем, В домик всех вас приглашаем.
"Шарик" Надуваем быстро шарик. Он
становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой.
(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками.
В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух
"выходит", и пальчики принимают исходное положение.)
Игры, игрушки: мозаики, застёжки, шнуровки,
конструкторы, пазлы, динамические и статические упражнения для пальцев рук.
Можно рисовать пальчиками на песке, на манной
крупе. Начать с простых фигур – линий, круга, постепенно усложнять задания.
Перебрать крупу ( рис, гречка, макароны
разной формы величины, горох, фасоль, чечевицу.)Перебирать бусы разной
формы и величины.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.08.2024
Дата обновления: 27.08.2024
Дата публикации: 29.11.2023