Сообщение из опыта работы «Нейроигры и упражнения –эффективный инструмент в работе педагога-психолога ДОУ»
11.02.2025
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые
руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов.
2 слайд
В отечественном образовании наряду с
сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы.
Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все
чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая
основа которого была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками. Использование таких инновационных технологий в
нашей работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным
классическим технологиям и методикам, которые уже разработаны. Их нельзя
рассматривать как самостоятельные, они становятся частью традиционных,
проверенных временем технологий, помогая оптимизировать работу, внося новые
способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного
эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации
нарушенных функций.
3 слайд
Один из самых эффективных и
интересных инструментов — это нейроигры. Это различные телесно-ориентированные
упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые
структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на
дисфункции головного мозга. Простыми словами, при выполнении
нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются
новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы,
обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением,
речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.
4
слайд
Преимущества
использования нейроигр:
•игровая форма обучения;
•эмоциональная
привлекательность;
•многофункциональность;
•формирование стойкой
мотивации и произвольных познавательных интересов;
•формирование партнерского
взаимодействия между ребенком и педагогом.
5 слайд
Нейроигры — это
эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах
нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых
занятиях с детьми. Нейроигровые технологии направлены на развитие:
· разных видов
восприятия
· внимания
· памяти
· формирование
пространственных представлений
· умения
прогнозировать результаты своих действий
умения делать выводы, учитывая сразу
несколько условий
6
слайд
В совместной деятельности
также важно использовать игры, в которых задействованы оба полушария мозга. Ребенок сосредоточенно повторяет движения
воспитателя, играет в паре, учится подстраиваться и координирует свои движения
в зависимости от партнера. Всё это развивает концентрацию и произвольное
внимание.
Так
же большое количество нейроигр и упражнений можно использовать на
индивидуальных и подгрупповых занятиях. Работая двумя руками одновременно,
активизируются оба полушария мозга. Не нужно ставить перед детьми несколько
сложных задач, объем внимания у детей ограничен и невыполнимая задача может
отвлечь интерес к игре. Выполнив 2-3 упражнения, следует заменить их новыми,
комбинировать и менять местами.
7 слайд
Кинезиологические упражнения позволяют улучшить работу головного
мозга. Всем известно , что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Обычно у
человека одно из полушарий является
доминирующим и это проявляется в различии
способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием
обладают логическим складом ума, а творческие – с доминирующим правым
полушарием.
Предлагаю вам прямо сейчас определить , какое полушарие доминирует
у Вас. Для этого воспользуемся одной из методик определения функциональной
асимметрии полушарий ( тест Павлова):
разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то
общее.
Оценка результатов:
Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:
1 группа – «карась», «орёл», «овца»
2 группа - «бегать», «плавать», « летать»
3 группа – «шерсть», «перья», «чешуя».
То у вас преобладает логическое
мышление, у мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту , а именно:
1 группа - «карась», «плавать», «чешуя»
2 группа - «орёл», « летать» ,«перья»
3 группа - «овца», «бегать», «шерсть».
То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует
правое полушарие. Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно
тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно
развиты.Так вот роль кинезиологических упражнений заключается в том, чтобы
синхронизировать работу обоих полушарий.
Примеры простых игр, которые можно использовать в работе с
дошкольниками:
- «Колечко»
- «Ухо- хлопок-нос»
-« Горизонтальная восьмерка»
- «Кулак- ребро – ладонь»
- «Оладушки»
- «Пол - нос- потолок»
-Рисование двумя руками одновременно
- Сомни листок»
8 слайд
Мяч – универсальная игрушка, друг из детства , игры с мячом активизируют
весь организм, все анализаторные системы.
- Игра в круге «Влево – вправо» . Ведущий передает мяч по кругу,
предварительно дав задание: например « 3 влево» и передает мяч влево, все
считают. У кого оказывается мяч, дает свое
задание.
- Упражнения с мячом в паре
- Перекладывание мяча из правой в левую на счёт «раз-два»
- Перекрёстные движения или по диагонали.
- Игра « Об стенку»
- Игра « Скажи слово» Ведущий произносит слово и кидает мяч, а
ребёнок ловит и называет слово,
связанное со словом взрослого, например «Небо- облако», « Корова-молоко» и т.д.
- Игра « Я знаю пять названий».
9 слайд
Нейродорожки эффективно
развивают координацию движений рук и ног, приучая детей согласовывать свои
действия. Регулярное прохождение нейродорожки способствует формированию
межполушарных связей, что является основой интеллектуально-познавательного
развития. Это упражнение не только улучшает физические навыки, но и оказывает
положительное влияние на умственное развитие ребенка. Ребята могут думать, что
просто развлекаются и играют, но на самом деле они занимаются серьезной
работой, которая помогает им сделать новый шаг в становлении интеллекта.
Нейродорожку можно использовать не только
в группе , но и для разнообразия досуга детей на прогулке. Интересным решением станет
использование двух дорожек, что разнообразит соревнования и веселые старты,
создавая дух здорового соперничества.
Предлагаю Вам поиграть с нейродорожкой
10
слайд
Игры с предметами, карточками
«Разложи
по цветам»
«Повтори за мной»
11 слайд
Формирование
когнитивных способностей включено в становление образных форм познания действительности:
восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т.е. в
создание образного фундамента интеллекта. Для развития когнитивных качеств и
способностей используют: дидактические игры, интеллектуальные игры и упражнения
для развития когнитивных способностей.
Виды
упражнений:
-
«Выполни рисунок» Детям даётся лист с
изображением простых геометрических
фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и
т.п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде
стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или
линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать
можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в
любом направлении.
-
Упражнение "Сложи картинку".
Педагог предлагает детям сложить из имеющихся
геометрических фигур или счётных палочек картинку.
-
Зашумленные картинки
-Разрезные
картинки
-«Найди
отличия»
-
«Третий лишний» и т.д.
Слайд 12
По этой теме регулярно ведётся работа с
родителями:
Цель: повышение уровня
знаний родителей по использованию нейроигр и упражнений, применение которых
возможно в домашних условиях.
Задачи:
ü Познакомить родителей с эффективными
нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию ребенка;
ü Заинтересовать родителей использовать
нейроигры для всестороннего развития ребенка; создавать из подручных средств и
применять их.
ü Создать условия для укрепления сотрудничества
между детским садом и семьей в развитии и способностей детей.
Планируемый результат: Заинтересовать
родителей
работой по межполушарному развитию совместно с игровой деятельности.
Слайд 13
Можно выделить основные условия
эффективности применения в коррекционной работе нейропсихологических
технологий:
·
Педагог должен свободно владеть упражнениями
·
Новые упражнения разучивают сначала
поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе
·
Периодичность — ежедневно, без
пропусков
·
Время занятий – утро, день
·
Занятия проводят как в
индивидуальной, так и в групповой формах
·
Продолжительность занятий от 10- 15
минут
·
Одно упражнение не должно занимать
более 2 минут
·
Упражнения проводятся по специально
разработанным комплексам
·
Внутри комплексов упражнения можно
менять местами
·
От детей требуется точное выполнение
упражнений
·
Упражнения проводятся стоя или сидя
за столом
·
Длительность занятий по одному
комплексу составляет две недели
Замечено, что
использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания,
обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой
моторики, пространственного восприятия и воображения.
Подводя итог, следует отметить, что
регулярное использование нейроигр и упражнений оказывает положительное влияние
на процесс обучения, развития интеллекта, улучшения состояния психического,
физического и эмоционального здоровья.
И в завершении нашего мероприятия улыбнёмся и подарим друг другу хорошее
настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли
сегодня : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили
и узнали нового. Давайте одновременно
хлопнем в ладоши и скажем спасибо!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.02.2025
Дата обновления: 16.02.2025
Дата публикации: 11.02.2025