Сообщение из опыта работы «Нейроигры и упражнения –эффективный инструмент в работе педагога-психолога ДОУ»

11.02.2025

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов.

 

2 слайд

 

В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа которого была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками. Использование таких инновационных технологий в нашей работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые уже разработаны. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий, помогая оптимизировать работу, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

 

3 слайд

Один из самых эффективных и интересных инструментов — это нейроигры. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга. Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.

 

4 слайд

Преимущества использования нейроигр:

•игровая форма обучения;

•эмоциональная привлекательность;

•многофункциональность;

•формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

•формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом.

 

 

 5 слайд

Нейроигры — это эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми. Нейроигровые технологии направлены на развитие:

· разных видов восприятия

· внимания

· памяти

· формирование пространственных представлений

· умения прогнозировать результаты своих действий

  умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий

 

6 слайд

В совместной деятельности также важно использовать игры, в которых задействованы оба полушария мозга.  Ребенок сосредоточенно повторяет движения воспитателя, играет в паре, учится подстраиваться и координирует свои движения в зависимости от партнера. Всё это развивает концентрацию и произвольное внимание.

Так же большое количество нейроигр и упражнений можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Работая двумя руками одновременно, активизируются оба полушария мозга. Не нужно ставить перед детьми несколько сложных задач, объем внимания у детей ограничен и невыполнимая задача может отвлечь интерес к игре. Выполнив 2-3 упражнения, следует заменить их новыми, комбинировать и менять местами.

7 слайд

Кинезиологические упражнения позволяют улучшить работу головного мозга.  Всем  известно , что человеческий  мозг состоит из двух полушарий. Обычно у человека  одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии  способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума, а творческие – с доминирующим правым полушарием.

Предлагаю вам прямо сейчас определить , какое полушарие доминирует у Вас. Для этого воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии  полушарий ( тест Павлова): разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1 группа – «карась», «орёл», «овца»

2 группа - «бегать», «плавать», « летать»

3 группа – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас  преобладает логическое мышление, у мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту , а именно:

1 группа - «карась», «плавать», «чешуя»

2 группа - «орёл», « летать» ,«перья»

3 группа - «овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие. Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.Так вот роль кинезиологических упражнений заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушарий.

Примеры простых игр, которые можно использовать в работе с дошкольниками:

- «Колечко»

-  «Ухо- хлопок-нос»

-« Горизонтальная восьмерка»

- «Кулак- ребро – ладонь»

- «Оладушки»

- «Пол - нос- потолок»

-Рисование двумя руками одновременно

- Сомни листок»

 

8 слайд

Мяч – универсальная игрушка, друг из детства , игры с мячом активизируют весь организм, все анализаторные системы.

Варианты игр в детском саду:Хочу такой сайт

- Игра в круге «Влево – вправо» . Ведущий передает мяч по кругу, предварительно дав задание: например « 3 влево» и передает мяч влево, все считают. У кого оказывается мяч, дает свое  задание.

- Упражнения с мячом в паре

- Перекладывание мяча из правой в левую на счёт «раз-два»

- Перекрёстные движения или по диагонали.

- Игра « Об стенку»

- Игра  « Скажи слово»  Ведущий произносит слово и кидает мяч, а ребёнок  ловит и называет слово, связанное со словом взрослого, например «Небо- облако», « Корова-молоко» и  т.д.

- Игра « Я знаю пять названий».

 

9 слайд

 Нейродорожки эффективно развивают координацию движений рук и ног, приучая детей согласовывать свои действия. Регулярное прохождение нейродорожки способствует формированию межполушарных связей, что является основой интеллектуально-познавательного развития. Это упражнение не только улучшает физические навыки, но и оказывает положительное влияние на умственное развитие ребенка. Ребята могут думать, что просто развлекаются и играют, но на самом деле они занимаются серьезной работой, которая помогает им сделать новый шаг в становлении интеллекта. Нейродорожку можно использовать не только  в группе , но и для разнообразия досуга детей  на прогулке. Интересным решением станет использование двух дорожек, что разнообразит соревнования и веселые старты, создавая дух здорового соперничества. 

 Предлагаю Вам поиграть  с  нейродорожкой

 

10 слайд

Игры с предметами, карточками

 «Разложи по цветам»

«Повтори за мной»

 

11 слайд

Формирование когнитивных способностей включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т.е. в создание образного фундамента интеллекта. Для развития когнитивных качеств и способностей используют: дидактические игры, интеллектуальные игры и упражнения для развития когнитивных способностей.

Виды упражнений:

- «Выполни рисунок»  Детям даётся лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т.п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

- Упражнение "Сложи картинку".
Педагог  предлагает детям сложить из имеющихся геометрических фигур   или счётных  палочек картинку.

- Зашумленные картинки

-Разрезные картинки

-«Найди отличия»

- «Третий лишний» и т.д.
 

Слайд 12

По этой теме регулярно ведётся работа с родителями:

Цель: повышение уровня знаний родителей по использованию нейроигр и упражнений, применение которых возможно в домашних условиях.

Задачи:

ü Познакомить родителей с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию ребенка;

ü Заинтересовать  родителей использовать нейроигры для всестороннего развития ребенка; создавать из подручных средств и применять их.

ü Создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей в развитии и способностей детей.

Планируемый результат: Заинтересовать  родителей работой по межполушарному развитию совместно с игровой  деятельности.

 

 Слайд 13

Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе нейропсихологических технологий:

·         Педагог должен свободно владеть упражнениями

·         Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе

·         Периодичность — ежедневно, без пропусков

·         Время занятий – утро, день

·         Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах

·         Продолжительность занятий от 10- 15 минут

·         Одно упражнение не должно занимать более 2 минут

·         Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам

·         Внутри комплексов упражнения можно менять местами

·         От детей требуется точное выполнение упражнений

·         Упражнения проводятся стоя или сидя за столом

·         Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели

 

Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.

 

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр и упражнений оказывает положительное влияние на процесс обучения, развития интеллекта, улучшения состояния психического, физического и эмоционального здоровья.

 

И в завершении  нашего мероприятия  улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили и узнали  нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо!

      

Просмотров всего: , сегодня:

Презентация Нейроигры и упражнения -эффективный инструмент в работе педагога-психолога ДОУ (1).pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 16.02.2025

Дата обновления: 16.02.2025

Дата публикации: 11.02.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».